МАУ ИЦ «Норильские новости»

Обращение к президенту Российской Федерации о принятии мер по улучшению пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Обращение к президенту Российской Федерации о принятии мер по улучшению пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Уважаемый Владимир Владимирович!

В 2002–2003 годах в ходе реформы пенсионной системы в Российской Федерации повышен жизненный уровень отдельных категорий граждан. В первую очередь это относится к работающим пенсионерам, пенсионерам в возрасте старше 80 лет, пенсионерам, имеющим на иждивении неработающих членов семьи, а также пенсионерам по инвалидности.

Вместе с тем не произошло реального улучшения жизненного уровня сотен тысяч пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее по тексту — районы Крайнего Севера). Размеры пенсий граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, оказались ниже прожиточного минимума, установленного в данных районах для пенсионеров. Это обстоятельство поставило пенсионеров районов Крайнего Севера в неравное положение по сравнению с пенсионерами, проживающими в других регионах Российской Федерации.

Ситуация обостряется в связи со значительным увеличением в 2004 году размера оплаты жилья и коммунальных услуг, ростом цен на основные продукты питания и лекарственные средства, а также в связи с некорректными публикациями в средствах массовой информации о повышении размеров пенсий. Обман ожиданий пенсионеров подрывает авторитет власти.

Серьезной проблемой остается неурегулированность вопроса о порядке применения районного коэффициента при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Не находят поддержки у правительства Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации многочисленные законодательные инициативы по повышению жизненного уровня пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимы для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” введен в действие с 1 января 2002 года, и с этой даты утратили силу Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Согласно п. 1 статьи 29 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” размеры трудовых пенсий, установленные до вступления в силу настоящего закона по нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, должны пересчитываться в соответствии с вновь введенным Законом от 17.12.2001 года №173–ФЗ.

С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части. В целях приведения в соответствие с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” размеров пенсий, установленных до его введения в действие, статьей 30 данного Закона предусмотрена процедура конвертации (преобразования) размеров установленных пенсий по состоянию на 1 января 2002 года в расчетный пенсионный капитал, являющийся базой для определения страховой части трудовой пенсии.

Величина пенсионного капитала определяется расчетным путем на основе расчетного размера трудовой пенсии с учетом величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000–2001 годы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период. При этом для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, предусмотрено более высокое соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000–2001 годы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период, т.е. — 1,4; 1,7; 1,9 в зависимости от размера районного коэффициента (соответственно до 1,5; от 1,5 до 1,8; от 1,8 и выше).

Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения и осуществляемая в соответствии с этим правоприменительная практика не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Статьями 28 и 30 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” предусмотрены льготы и гарантии для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера: правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии и право на получение пенсий с учетом районного коэффициента соответственно.

При реформировании пенсионного законодательства статья 28 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” утратила свою правоприменительную силу. Однако для сохранения приобретенных прав граждан законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм, действие которого было закреплено положениями Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” путем установления повышенного индивидуального коэффициента пенсионера, а впоследствии — закреплено пунктом 2 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” путем установления для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, более высокого, чем для других граждан, соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемого при оценке пенсионных прав в зависимости от размера действующего на территории районного коэффициента.

Статья 30 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” признает за лицами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера, право на получение трудовой и социальной пенсии с учетом районного коэффициента. Данная норма корреспондировала статье 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, ныне признанного утратившим силу. Однако Закон Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” продолжает действовать. Ни один действующий нормативный правовой акт, в том числе законодательный акт Российской Федерации, не содержит запрета на предоставление гарантии, указанной в статье 30 Закона “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.

Применительно к статье 30 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” буквальное толкование соответствующих норм Федерального Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” не позволяет сделать однозначный вывод — воспроизводится ли данным Федеральным законом для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, ранее закрепленное право на установление в целом трудовой и социальной пенсий с учетом районного коэффициента. Установление для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, повышенного соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации не является равноценной заменой районного коэффициента. Многочисленные обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, обоснованно требующих восстановления нарушенных прав, возымели действие — для указанной категории граждан Федеральным законом РФ от 29 ноября 2003 года “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (вступил в действие с 1 января 2004 года) предусмотрено применение районного коэффициента только к размеру базовой части трудовой пенсии. Однако Федеральный закон “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” фактически не воспроизводит правовой смысл положений ст. 30 Закона “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.

Таким образом, Закон “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” устанавливает более широкий круг гарантий в отношении лиц, длительно работавших на Севере в части пенсионного обеспечения по сравнению с Федеральным Законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Кроме того, с момента вступления в силу Федерального Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (01.02.2002 года) до момента издания Федерального закона “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (01.01.2004 года) Пенсионным фондом Российской Федерации осуществлялась правоприменительная практика, при которой исключалось применение районных коэффициентов при определении размера пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. В результате этого положение пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера, за указанный период было значительно ухудшено.
Придание юридической силы Закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 39, 54 (часть 1), 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно рассматриваться как не нарушающее, не отменяющее или не умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

В связи с вышеизложенным обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой поручить правительству Российской Федерации разработать совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” с целью распространения действия данного закона на период с 01.01.2002года. (момент вступления в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”) до 01.01.2004года. А также проекта Федерального закона, в соответствии с которым размеры пенсий для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, будут определяться с применением соответствующего районного коэффициента на всю трудовую пенсию, а не только в отношении ее составляющей (базовой) части.
С уважением, глава города Норильска В.В. Мельников

7 августа 2004г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.