Арктика ставит задачи
Арктика ставит задачи
— Олег Геннадьевич, экономический кризис по–разному, но все–таки ощущается во всей стране. Однако Норильск сегодня — достаточно стабильная территория с точки зрения социально–экономического положения. Чем обеспечивается эта стабильность? Каковы, на ваш взгляд, главные итоги прошедшего года для Норильска?
– К счастью, сегодня наша экономика уже начинает отстраиваться после влияния на нее новых экономических реалий, как это принято говорить. Перестраивается система управления государством, между уровнями власти в том числе. Кризис коснулся и Норильска. Сократилось потребление продукции и услуг малого и среднего бизнеса, хотя и не так серьезно, чтобы в сфере обслуживания резко уменьшилось количество рабочих мест. Безработица в Норильске сохраняется на стабильном уровне — 0,8%. Но даже при условии снижения цены на металлы на мировых рынках продукция «Норникеля» востребована, объемы производства сохраняются. В городе появляются новые рабочие места. За прошедший год в сферах, где было предложено недостаточно услуг, появились новые игроки: в Норильске открылись новый хостел, рыбоперерабатывающий комбинат, заработал семейный спортивно–развлекательный центр «Три вершины». Так что пустующие ниши заполняются. Пусть не ускоренными темпами, но процесс идет. И это, замечу, не за счет вливания бюджетных средств или финансов крупного налогоплательщика, а на деньги небольших инвесторов.
На территорию благодаря муниципальной программе постоянно привлекается новый рабочий персонал. В основном программа ориентирована на врачей и педагогов, хотя приезжают и иные специалисты: мы отслеживаем, кого именно не хватает. Сейчас, к примеру, в городе ощущается нехватка водителей автобусов. А раз персонала недостаточно, значит, рабочих мест больше, чем рабочих рук, что говорит о развитии территории. С одной стороны, это хорошо, но с другой — порождает небольшую конкуренцию в рабочей силе, и этот вопрос нельзя пускать на самотек, его надо решать точечно.
Вообще хочу сказать, что норильчане, выезжая на материк, сравнивают текущую ситуацию и часто принимают решение в пользу родного города. В Норильск возвращаются пенсионеры, приезжает молодежь, в том числе и из–за рубежа. Большинство в итоге здесь и остается, а впоследствии влюбляется в город. Опросы населения, которые мы проводим уже несколько лет, показывают, что люди воспринимают город как стабильную территорию. Это значит, что налажен правильный диалог между властью и жителями.
Стабильности территории способствует и сбалансированный, социально ориентированный бюджет. В 2016 году он был выполнен полностью. Да, он был дефицитным, и в конце года мы взяли кредит, чтобы не образовался кассовый разрыв, но мы понимаем, за счет каких источников его отдавать и сколько времени на это потребуется. Полученные средства выступают гарантией выполнения нами всех взятых на себя обязательств. В нынешнем году даже в сложных экономических условиях объем расходных обязательств мы не уменьшили.
Напомню, что правительством РФ было принято решение перечислять 1% от налога на прибыль регионов в федеральный бюджет. Для нашего края это 4 миллиарда рублей. Восполнять его придется за счет территорий– доноров, а это Норильск, Северо–Енисейский район, Красноярск. Мы понимаем, что трудности есть у бюджетов всех уровней, но в итоге добились в крае соглашения о невозможности сокращения наших расходов, которые на момент принятия бюджета составили почти 18 миллиардов рублей. Если же появятся дополнительные доходы, будем планировать дальнейшие траты на имеющиеся проекты.
В минувшем году город и компания без потрясений закрыли никелевый завод, давно устаревшее производство. Это один из первых этапов экологической программы Заполярного филиала. На другие рабочие места были переведены 2,5 тысячи человек. Мы понимали, что для работников сокращение привычного рабочего места — это проблема, и нашей задачей было сделать этот процесс максимально безболезненным для них. Кроме того, все норильчане, думаю, ощутили, что в городе стало легче дышать. И это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, строить планы на развитие городской среды, озеленение нашей территории. По всем опросам населения это первый и самый значительный момент: люди хотят жить в комфортных городских условиях, а не на промплощадке. И здесь мнение муниципальных властей и градообразующего предприятия совпадает с желанием жителей.
— Конец года выдался урожайным на выездные форумы. С 5 по 7 декабря в Санкт–Петербурге проходил международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Какие актуальные для Норильска вопросы там рассматривались? Опытом в какой области поделился наш город с общественностью?
— На форуме было рассмотрено много важных вопросов, но нас особенно волновало строительство в условиях вечной мерзлоты — тема, которую мы поднимаем на протяжении нескольких лет. Скажу, что на форум обычно приезжают представители НИИ, лабораторий, проектировщики, строители. Муниципальные власти были представлены лишь нами.
Наше предложение было следующим. Сегодня мы сталкиваемся с серьезными проблемами при строительстве на вечной мерзлоте. Чаще всего речь идет о пришлых подрядчиках. При этом есть компании, которые уже больше 25 лет успешно строят в Арктической зоне, имеют серьезные ресурсы, собственные промышленные комплексы, изготавливающие продукцию для строительства. Это делается чтобы избежать заказов у сторонних подрядчиков, что хоть и увеличивает затраты на строительство, зато позволяет получить именно то, что требуется. На эти условия приходится идти. Сегодня строительство на нулевом цикле занимает половину затрат и времени строительства, и хотелось бы, чтобы этим делом занимались профессионалы. Но предлагаемые законодательством в этой области условия не всегда соответствуют реальной обстановке. Поэтому мы предложили создать реестр организаций, которые выдавали бы разрешение на проектирование и строительство в Арктической зоне. Не знаю, будет ли это лицензия или иной документ, но все организации должны быть подконтрольны Минстрою РФ. С нами согласились все участники форума, предложение вошло в резолюцию, переданную в правительство РФ.
Скажу еще об одном моменте. Мы как муниципалитет обязаны выносить выбор подрядчиков на конкурс в соответствии с Федеральным законом № 44 (ФЗ–44). На наш взгляд, в него необходимо внести изменения — с тем, чтобы, проводя конкурс, мы могли бы выбирать именно из созданного реестра. Потому что на данном отрезке времени это будет являться ограничением конкуренции, за чем последует разбирательство со стороны Федеральной антимонопольной службы.
И третье: мы хотели бы иметь возможность прописывать дополнительные обязанности для строительных организаций согласно ФЗ–44. Ведь важно, чтобы у них был ресурс для проведения соответствующих работ: квалифицированный персонал, необходимая материальная база, хотя бы минимальный опыт строительства в Арктической зоне. Тогда и можно будет проводить конкурс среди организаций, борющихся на равных условиях. Да, это увеличит себестоимость строительства, но мы избежим частых, к сожалению, ситуаций, когда конкурс за счет низкой цены работ выигрывает некий подрядчик, который, зайдя на объект, не может справиться с задачей или требует выделения дополнительных средств. Мы, конечно, идем в суд, не платим ему, экономя бюджетные средства, но такая экономия городу ничего не дает, ведь объекта мы так и не получаем, а время проходит. Более того, иногда средства выделяются из регионального или федерального бюджета по целевой программе, и, будучи неосвоенными, уходят обратно в бюджет. Все эти аргументы также попали в резолюцию.
По ФЗ–44 мы давно предлагали и еще один пункт: чтобы местные товаропроизводители имели некие льготы, позволяющие удержать их на местном рынке, ведь им работа обходится дороже в силу более высокой цены поставки и содержания ресурсов. Сейчас в ФЗ–44 вносятся изменения по вопросам, которые возникают по практике его применения, посмотрим, каким в итоге будет проект. К сожалению, все эти проблемы без нас никто не поднимал, потому мы и участвуем в подобных форумах.
— В конце прошлого года Совет Федерации обсудил проект Арктического закона и отправил этот документ на доработку. Вы лично присутствовали на этом заседании, хотелось бы узнать ваше мнение относительно этого документа.
— С Арктическим законом ситуация сложная. Да, 16 ноября состоялось 400–е заседание Совета Федерации, на котором председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров сообщил, что проект закона о развитии Арктики направлен в правительство РФ. 24 ноября законопроект был обсужден на заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике.
Мы пришли к выводу, что закон должен быть построен не по отраслевому, а по территориальному принципу. Условия жизни и труда в Арктике несравнимо жестче, чем в других регионах нашей страны, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры и сезонность доставки грузов по воде приводят здесь к значительному удорожанию всех видов жизнедеятельности. Поэтому закон о развитии Арктической зоны РФ должен послужить выравниванию этих условий, чтобы сделать Арктику по меньшей мере равнопривлекательной для населения и бизнеса по отношению к другим субъектам Федерации.
Исходя из принципа территориальности, Минэкономразвития разработало ключевое понятие будущего закона — опорные зоны — проекты планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий, где будут развернуты механизмы частно–государственного партнерства. Таких зон предстоит создать восемь. Да, мы вошли в Таймыро–Туруханскую зону, но закон должен был в целом регулировать условия проживания на территории: вопросы строительства, ведения бизнеса, привлечения трудовых ресурсов, гарантии пенсионерам... Сегодня эти темы в законодательстве проработаны недостаточно. Именно поэтому население из Арктики уезжает. Ясность в этой области как раз и должен был внести законопроект о развитии Арктических зон. А этого как раз не произошло. Многие в ходе обсуждения отметили, что предложенный проект следовало назвать законом об опорных зонах.
Мы понимаем, почему так произошло: когда ты предлагаешь внести изменения в определенную отрасль, особенно льготируемую, нужно предложить источник финансирования. С этим сейчас трудно. Поэтому было решено исключить из проекта ряд статей, и в итоге закон коснулся только опорных зон. Я внес такое предложение: если сейчас мы не можем определить источник финансирования, давайте оставим для себя возможность поэтапно вносить изменения в большой закон об Арктической зоне по отраслевому принципу, как это происходит с законом о развитии Дальнего Востока. Это позволит не поставить крест на его принятии. Предложение было поддержано, ведь времена меняются, и новые реалии надо учитывать, чтобы через несколько лет не оказалось, что в Арктической зоне некому работать.
На мой взгляд, Совет Федерации абсолютно правильно отклонил проект, отправив его на доработку. В некотором смысле он будет рамочным, и эти рамки впоследствии мы будем расширять нормами прямого действия, подкрепленными источниками финансирования. Законопроект должен быть доработан в 2017 году, скорее всего, в первом квартале мы будем рассматривать его в рабочем порядке.
— Недавно был опубликован доклад Счетной палаты по итогам проверки деятельности Фонда развития моногородов. Согласно ему, Фонд в 2014– 2015 годах расходовал средства неэффективно, в связи с чем возникает вопрос: получаем ли мы, имея статус моногорода, ежегодное финансирование из Фонда? Если да, то о каких суммах идет речь, каков механизм финансирования, одинаково ли оно для всех моногородов, и на решение каких проблем тратятся деньги?
— Я начну с истории вопроса. Чаще всего моногорода — это искусственно созданные образования. Принципы их организации были разными: например, с целью выведения объектов ВПК во время войны или, подобно Норильску, — ради добычи полезных ископаемых. Иногда это делалось для того, чтобы сбалансировать экономическое заполнение территории. Прежде не думали о близости моногорода к промышленному центру. Сейчас ситуация, в том числе экономическая, меняется. Продукция каких–то моногородов стала невостребованной, где–то истощились природные ресурсы. Пока официально зарегистрировано 319 моногородов, и они абсолютно разнородны. Есть, например, город с восемью тысячами жителей и годовым бюджетом в 25 миллионов рублей. И он имеет право быть в этом списке, поскольку имеет градообразующее предприятие.
Проблемой моногородов стали серьезно заниматься примерно с 2010 года. Норильск получает поддержку из федерального бюджета: в частности, я говорю о девяти миллиардах рублей на реконструкцию местной взлетно–посадочной полосы и трех миллиардах рублей на строительство перинатального центра. Но эта помощь несистемная. Фонд должен четко понимать, кого и по какому принципу он системно поддерживает. Ведь, как я уже говорил, какие–то из моногородов уже выполнили свою функцию, и пытаться вдохнуть новую жизнь в, по сути, умерший город, восстанавливая там производство, обойдется дороже, чем просто вывезти из него жителей, обеспечив их жильем и работой в других городах. Важно оценивать экономическую целесообразность принимаемых мер. Этого, на мой взгляд, сделано не было, в чем и заключается основная претензия Счетной палаты. Вот почему, когда Фонд делал ставку на помощь городам в «красной зоне» — где производство развалилось, а люди живут на пособие, Норильск попасть в список поддержки Фонда не мог. Мы были во втором списке, затем — в третьем. То есть пока у нас все хорошо, особой помощи не требуется. Кроме того, мы не станем диверсифицировать производство, а именно это является условием оказания помощи Фондом. Так что мы обращаемся к Фонду как к дополнительному ресурсу, ведь если однажды мы сможем получить от него какие–то средства, почему бы этого не сделать? У нас и инфраструктурный бизнес все делает сам, но и он не откажется от поддержки. В части таких локальных проектов мы с Фондом и работаем.
Есть еще одна проблема: сегодня процедура финансирования из Фонда сильно усложнена. Договор с ним заключает субъект, а не муниципалитет, К тому же это долгий процесс. А для бизнеса, особенно малого, проще самому вложить средства, чем ждать денег, затратив массу времени на оформление бумаг. Прежде Фонд помогал напрямую муниципалитету, и мы готовы к этому варианту, тем более что впоследствии выстроенная инфраструктура все равно переходит к муниципалитету, он за нее отвечает. Вот об этом мы и хотим сказать в Фонде.
И, тем не менее, хотя и наше участие в Фонде является неполным, хорошая новость состоит в том, что с этого года Фонд поддерживает не только новые производства, но и инфраструктуру городов. И тут я хочу попросить норильчан поддержать путем голосования наш большой и дорогостоящий проект благоустройства набережной озера Долгое на сайте: моногорода.рф в программе «Пять шагов». Нам хотелось бы разделить затраты с федеральным бюджетом. Конечно, вне зависимости от решения Фонда мы построим этот объект, но по возможности хотели бы снять дополнительную нагрузку на городскую казну. Если большинство горожан поучаствует в этом голосовании, возможно, Фонд выделит средства.
— В заключение поделитесь, пожалуйста, планами на нынешний год. Чем предстоит заняться муниципалитету? Реализация каких долгосрочных проектов продолжится?
— Начну с бюджета города — он принят. Бюджет социально ориентирован, и даже с учетом сокращения регионального бюджета мы свои затраты не уменьшим. У нас есть дефицит, но мы знаем, как его покрыть.
Продолжается работа над крупными проектами федерального масштаба. Это реконструкция ВПП — повторюсь, что для Норильска этот год в данном отношении станет самым сложным. Взаимодействие всех структур рабочей группы налажено — в том числе с нашими таймырскими коллегами, у которых возникают те же проблемы, что и у нас. Реконструкция продолжится и в будущем году, но тогда ситуация будет уже проще, возможно, в Норильске смогут приземляться самолеты большей вместимости, а значит, объем перевозок так сильно сокращен не будет.
На днях у меня состоялся разговор с руководителем Управления капитального строительства Красноярского края Олегом Михайленко по поводу норильского перинатального центра. Это как раз тот случай, когда мы получили не вполне компетентного проектировщика, такого же генерального подрядчика... Олег Михайленко сказал, что финансирование объекта полностью открыто, на помощь генподрядчику пришла организация, построившая перинатальный центр в Ачинске. Есть и субподрядчик, его работники, местные и с материка, уже на площадке. Кроме того, город, предприниматели и Заполярный филиал уже несколько раз помогали стройке техникой и материалами. Так что процесс пошел. По словам руководителя УКСа края, возможность построить центр к концу 2017 года есть. Не думаю, что в нем уже поставят оборудование, но само здание мы сможем ввести в эксплуатацию. Особенных усилий стройка потребует летом, потому возник вопрос, как привезти с материка людей. Выходит, что только чартером. Губернатор готов выделить дополнительный самолет из Красноярска, и возможность его принять у аэропорта есть.
Теперь о переходящих с 2016 года проектах. Что касается освещения межрайонных дорог: к концу года должны завершить монтаж освещения до Талнаха, а по трассе Норильск — Алыкель — до перекрестка на Дудинку. Часть освещения от Кайеркана уже смонтирована, теперь предстоит закончить работу.
В этом году мы приступаем к масштабной асфальтировке дворов. Планируется заменить около 100 000 кв. м дворовых территорий, а также провести асфальтировку и ремонт дорог на площади примерно 200 000 кв. м.
Сложно обстоят дела с талнахской дорогой. Проект на асфальтировку первой части — от развилки на Талнах до моста — есть. Дорога сложная с точки зрения гидротехники, на ней предстоит обустроить 13 водопропускных сооружений, по сути — тех же мостов, и 39 остановок с заездными карманами. Придется снимать «рубашку» дороги, отсыпать, делать все заново. Дорога будет освещенной. Работы по остальным этапам продлятся в 2018 и 2019 годах.
Весной мы приступим к работам на первом пусковом комплексе Северной объездной дороги. Уже отремонтирована часть покрытия, и установлено освещение. В этом году мы должны пройти параллельно улицам Павлова, Лауреатов, Михайличенко и Хантайской. Там также будут смонтированы водопропускные сооружения, перенесены линии электропередачи. Затем на очереди самый сложный участок, предусматривающий перенос газопровода.
В этом году в Норильске продолжатся ремонты подполий. В прошлом году их было сделано 48, осталось отремонтировать около 20. Идет ремонт муниципального жилья — примерно по 160 квартир в год.
В скором времени после капремонта должны ввести в эксплуатацию три подъезда дома на улице Кирова, 1, которые больше 20 лет находились в аварийном состоянии и стояли пустыми.
Также мы начинаем финансирование реконструкции двух детсадов — на улице Бауманской, 21, и улице Московской, 18. Начнем с Талнаха, где ситуация с обеспеченностью детей местами в дошкольных учреждениях несколько сложнее. Эта работа продолжится вплоть до 2019 года.
Продолжатся и ежегодные ремонты спортивных объектов. В этом году на очереди Дворец спорта «Арктика», где ведется ремонт раздевалок, душевых, меняют бортики ледовой площадки и так далее. Поэтапно заменяем оборудование и ведем ремонт в талнахском и кайерканском бассейнах — увидеть результат, я думаю, можно будет уже в марте. Напомню, там ведутся работы по вентиляции и водоподготовке. На «Заполярнике» летом появится оборудованная спортивная площадка, при этом могу заверить горожан, что прилегающая к ней парковая зона не пострадает.
Уже расчищается площадка под физкультурно– оздоровительный комплекс. «Норильский никель» подтверждает свое участие в проекте, за нами — благоустройство территории. Зеркальная сторона улицы 50 лет Октября попадет в проект благоустройства набережной озера Долгое, так что в итоге исторический въезд в город примет надлежащий вид.
По поводу озера Долгое: в этом году мы приступаем к первому этапу благоустройства, будет сделана планировка территории. В марте получим проект, которым сейчас занимается «Росатом». Средства на это в бюджете заложены.
Помимо всего этого, мы продолжим установку по городу детских игровых комплексов. И, конечно, постепенно будем озеленять наш город — Центральный район, Талнах и Кайеркан, чтобы норильчане жили в комфортных и достойных условиях.
Записала Татьяна ЗАЧУПЕЙКО
Фото Олега ВАСИЛЬЕВА и Елены ХУДАНОВОЙ