МАУ ИЦ «Норильские новости»

Большая разница

Большая разница

Большая разница

Последние пару лет наряду с понятием «ребенок–инвалид» в обиход прочно вошло такое определение, как «обучающийся с ОВЗ». Причем главная роль в выявлении у ребенка ограниченных возможностей здоровья отводится ТПМПК. «Заполярка» разбиралась во всех этих аббревиатурах и тонкостях работы с особыми детьми.
В группе для детей с нарушениями <div class='o'></div>зрения в детском саду № 90

Правовое понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это понятие шире, чем «ребенок–инвалид». Дети с ОВЗ могут и не быть инвалидами. Но, имея различные нарушения — слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально–волевой сферы, опорно–двигательного аппарата, задержку психического развития, — они имеют особые образовательные потребности и возможности.

Вообще в последние годы обеспечение реализации права на качественное образование каждого ребенка рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально–экономического развития нашей страны. К тому же организация безбарьерной среды является одной из основных задач «Современной модели образования на период до 2020 года».

То есть теперь все дошкольники и школьники, вне зависимости от диагноза и особенностей развития, с одной стороны, уравниваются в правах, с другой — имеют возможность получить образование в наиболее приемлемой для них форме.

Решить же, кто именно нуждается в особом подходе и какие методы воспитания и обучения приведут к наилучшему результату, призвана ТПМПК — территориальная психолого–медико–педагогическая комиссия. В ее состав входят такие специалисты, как психолог, логопед, дефектолог, психиатр, невролог и педиатр. Родитель, осознавая проблемы своего ребенка, сам может обратиться в ТПМПК для получения рекомендаций по воспитанию и обучению. Но чаще всего направление на комиссию дают в детском саду или школе.

Занятия с воспитанниками речевой группы в детском саду № 29
Занятия с воспитанниками речевой группы в детском саду № 29

По данным норильской ТПМПК на 31 декабря 2015 года, детьми с ограниченными возможностями здоровья за два года были признаны 891 дошкольник и 600 школьников из разных районов Норильска. А вот в 2016 году специалистами ТПМПК в Норильске ОВЗ были выявлены у 956 детей, из них 235 — дети–инвалиды.

Приведем конкретный пример. Трехлетний сын нашей постоянной читательницы носит очки. В детском саду маме предложили посетить ТПМПК для определения, является ли ее малыш «ребенком с ОВЗ», и получения рекомендаций по созданию для него в группе, которую он посещает, особых условий либо для перевода его в коррекционную группу. Мама в слезы: «Моему ребенку хотят ярлык приклеить, они, что, ненормальным его считают?!».

Валерия Мещанинова говорит, что подобная реакция родителей детей, которых направляют к ним на консультацию, не редкость. Мамы и папы, плохо понимая разницу между понятиями «ребенок–инвалид» и «ребенок с ОВЗ», боятся неизвестности и возможных проблем.

Прием документов на заседание ТПМПК
Прием документов на заседание ТПМПК

Получается, благодаря заключению комиссии проблем с обучением, воспитанием и получением необходимых ребенку навыков как раз можно избежать. Ведь сотрудники ТПМПК в своих рекомендациях обязательно отражают те условия, которые, по их мнению, необходимо организовать для наиболее эффективного обучения конкретного ребенка. И это не только пандусы, поручни и какие–то другие архитектурно–планировочные вещи. К ним относятся также разработка и реализация адаптированных образовательных программ и предоставление психолого–педагогической помощи. А на все это должны выделяться дополнительные субвенции.

Специалист комиссии диагностирует ребенка
Специалист комиссии диагностирует ребенка

Памятка для родителей

ТПМПК работает согласно Приказу Минобр-науки России от 20 сентября 2013 года № 1082.

Прохождение этой комиссии включает в себя ряд последовательных этапов:

• запись по телефону на сдачу документов;

• прием, регистрация заявлений и документов, выдача талона на заседание;

• проведение комплексного психолого–медико–педагогического обследования;

• разработка рекомендаций по оказанию детям психолого–медико–педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;

• оформление и выдача коллегиального заключения.

Записаться на сдачу документов можно по телефону 34– 26–41:

• во вторник — день записи для детей–инвалидов и для прохождения МСЭ;

• в среду, четверг — с 14.00 до 15.00.

Прием, регистрация заявлений и документов, запись детей на обследование и выдача талона на заседание ТПМПК осуществляются при личном обращении родителей (законных представителей) и предъявлении необходимых документов по адресу: ул. Павлова, 21а, школа

№ 29, кабинет № 10.


Надежда САВЕЛЬЕВА

Фото Владимира МАКУШКИНА и Елены ХУДАНОВОЙ

10 февраля 2017г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.