МАУ ИЦ «Норильские новости»

Защитная реакция

Защитная реакция

Защитная реакция

15 марта отмечается День защиты прав потребителей. А в феврале этого года исполнилось четверть века закону «О защите прав потребителей». Однако, несмотря на то что этот документ существует столько лет, зачастую потребители не знают своих прав, а продавцы товаров и услуг — собственных обязанностей. Отсюда и конфликты, а порой и судебные тяжбы, забирающие немало сил и нервов у обеих сторон. Давайте разберемся, как этого избежать и не доводить дело до войны.
Защитная реакция

Как правило, в каждой торговой точке на видном месте по соседству с указанным законом размещаются еще две брошюры: «Правила торговли» и «Книга жалоб». Собственно, это трио и составляет основу для защиты прав потребителей, но главным был и остается закон «О защите прав потребителей».

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) действует с 1992 года. С того времени в него было внесено большое количество изменений, отражающих современные условия и потребности рыночных отношений. Последняя редакция закона «О защите прав потребителей» была сделана в июле 2016 года.

Одним из основных и неизменных положений закона является норма, которая запрещает при принятии других нормативных актов ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в законе. Стоит добавить, что права потребителей, закрепленные российским законодательством, признаны и международным правовым сообществом. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей закон предусматривает и возможность их коллективной защиты, а у госорганов есть право пресекать нарушения потребительского законодательства и применять штрафные санкции против нарушителей. Стоит отметить одно из последних нововведений закона — возможность предъявлять иски в интересах неопределенного круга потребителей, то есть большого количества людей, объединенных общей проблемой и пострадавших от недобросовестности ответчика. К сожалению, из–за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения.

Подскажут, помогут

По словам Людмилы Лозинской, заместителя начальника отдела мониторинга потребительского рынка и защиты прав потребителей управления потребительского рынка и услуг, в России главным федеральным органом, контролирующим соблюдение потребительского законодательства, является Роспотребнадзор. При местных администрациях действуют органы по защите прав потребителей. Вопросами защиты прав потребителей в Норильске занимаются шесть специалистов УПРиУ: три — в Центральном районе, один — в Кайеркане и два — в Талнахе. Сотрудниками управления разрешается более 80 процентов потребительских проблем. В их обязанности входит: консультации, рассмотрение жалоб потребителей, составление претензий в досудебном порядке, проведение всевозможных просветительских мероприятий.

За 2016 год в УПРиУ для защиты своих прав обратились 1674 человека, каждому из которых была дана консультация, а в случае необходимости оказана помощь в составлении претензий и проектов исковых заявлений. Из них: по 106 обращениям специалисты управления дали устные консультации индивидуальным предпринимателям; по 1006 обращениям проконсультированы потребители, в 27 случаях направлены письменные ответы. Также горожанам была оказана помощь в составлении 461 претензии и 74 проектов исковых заявлений в суд. В результате работы специалистов УПРиУ потребителям был возмещен ущерб в размере более девяти миллионов рублей, из них свыше семи миллионов предприниматели вернули горожанам добровольно после рассмотрения претензии. Два с лишним миллиона рублей было присуждено норильчанам по решению суда — за 2016 год было рассмотрено 52 иска.

Помимо непосредственной работы с горожанами сотрудники управления регулярно проводят потребительский ликбез для школьников. Так, в 2015–2016 учебном году было организовано 44 занятия, на которых побывали 1996 учащихся.

Просветительская работа ведется и на сайте управления http://www.upriu.ru/. Здесь имеются две рубрики: «Народ хочет знать» и «СпросУПРиУвопрос». В первую поступают вопросы горожан, на которые отвечают специалисты управления, а во вторую стекается информация о некачественных товарах и бытовых услугах на потребительском рынке.

– Если люди не будут защищать свои права, то их никто не будет соблюдать, – уверена Людмила Лозинская.

В последнее время к специалистам УПРиУ часто обращаются с вопросами, касающимися нарушения сроков гарантийного ремонта сотовых телефонов, компьютеров и прочей сложной бытовой техники; по–прежнему много нареканий на некачественную установку пластиковых окон и по поводу приобретения товаров через интернет.

На всякий случай

Стоит отметить, что увеличилось количество жалоб на работу платежных систем. Вот об этих ситуациях поговорим подробнее.

Что делать, если терминал «съел» деньги, выдал чек, но средства при этом на счет не поступили? С чем может быть связана задержка при зачислении денег?

Необходимо:

1. Позвонить по телефону, указанному в чеке, в службу поддержки. Как правило, в нем указаны телефоны платежной системы и владельца терминала.

2. Сообщить оператору номер платежа или номер извещения, номер счета, дату, время, место расположения терминала. Объяснить, что произошло. Обычно сбой в системе устраняется сразу, и деньги на счет приходят спустя некоторое время.

Что касается задержки платежа, то она может произойти из–за того, что у хозяина терминала заканчиваются деньги на резервном счете. Из–за этого банковская операция по переводу средств становится невозможной. Либо счет провайдера может быть перегружен из–за большого количества платежей. Впрочем, сбой может дать и сама платежная система.

В случае если отказывают в помощи, необходимо написать претензию, приложив к ней ксерокопию чека, в офис платежной системы. Если это не поможет, претензия должна быть направлена в Роспотребнадзор и Центробанк, которые контролируют деятельность всех банков на территории России. Если сумма, которую «съел» терминал, крупная, то есть смысл обратиться в отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

Стоит сказать и о той ситуации, когда платежный терминал не выдал чек. Причина зачастую банальна — закончился бумажный рулон внутри. Если нет чека и средства не дошли, то доказать факт оплаты будет сложно, но возможно. В этой ситуации потребуется свидетель, который подтвердит, что купюры были загружены в этот конкретный терминал. Кроме того, стоит записать дату, время, место расположения терминала, а также его номер. Не лишним будет и фото терминала. Далее необходимо действовать по алгоритму, описанному выше. Однако стоит помнить, что поиск «потерянных» денег может затянуться, так как в день на один терминал может приходиться до тысячи операций.

Ну и, наконец, для собственного спокойствия и безопасности крупные суммы лучше перечислять все же через банк.

Наталья ЧЕРКАШИНА. Фото Елены ХУДАНОВОЙ

16 марта 2017г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.