МАУ ИЦ «Норильские новости»

Требуется Сорока–белобока

Требуется Сорока–белобока

Норильские логопеды всерьёз обеспокоены: правильной речью обладают всего лишь 16 процентов норильских детей. Остальные ребята имеют те или иные формы нарушения в произношении звуков. 11 процентов из них — дети с общим недоразвитием речи.

Детские сады Большого Норильска посещают более 300 детей с речевыми нарушениями.

Эти статистические данные пугают, тем более что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению тяжелых форм нарушения речи у детей, когда страдают все ее стороны: грамматика, лексика, фонематика. Причины таких нарушений не в том, что ребенка плохо учили разговаривать (хотя такое тоже встречается). Негативно воздействуют на способность малыша к речи осложнения при беременности, родовые травмы, немалую роль играет и местная экология.

Часто нарушениями речи страдают дети, которые не посещают детский сад. Как правило, мамы и не догадываются, что их дети говорят неправильно, пока не наступает время идти в школу. И тут выясняется: ребенок не в состоянии научиться читать и писать. Все потому, что он не умеет — его вовремя не научили — правильно произносить звуки и у него скудный словарный запас.

Многие родители убеждены, что, попав в речевую группу, их ребенок станет хуже разговаривать. Это не так, наоборот, именно здесь дети получают квалифицированную помощь, и даже к школе они более подготовлены, чем дети из обычных групп. Кстати, обучение в речевой группе зависит от длительности исправления речевого дефекта.
Помочь ребенку в таком случае может только специалист.

Еще одно обстоятельство вызывает большую тревогу: увеличивается количество детей с задержкой психического развития. Дефектологических групп, где занимаются с такими детьми, всего две, но, по словам Нины Сабельфельд, в будущем планируется вводить дополнительные группы.
– Самое главное, — говорит врач–логопед Светлана ИХНО, — вовремя обратиться за помощью. Если этого не сделать, у ребенка возникнут сложные проблемы к школе, так как страдает память, мышление, внимание. Кроме того, в тяжелых случаях нарушена и психическая сторона, специалисты называют это вторичным наслоением: ребенок становится неуверенным, замкнутым, обидчивым и плаксивым. Не умея объяснить, такие дети активно жестикулируют и используют мимику. Но мамы все равно не понимают, чего хотят их дети. Тогда ребенок начинает заходиться в истерике. А причина истерического припадка может быть совсем банальной – ребенок просто хочет пить. У малыша до трех лет трудно определить, каким дефектом речи он страдает. Но как только ребенок начал произносить звуки, обращайте внимание на его речь. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку слова “повтори” и “скажи”. Родителям следует исключить их из своей лексики. Папы и мамы должны сами несколько раз повторять ребенку знакомые и новые слова. Ребенок не будет говорить, пока сама мама не захочет этого. Но, к сожалению, в некоторых случаях все происходит наоборот: как правило в общественных местах (магазинах, больнице) мамы запрещают детям разговаривать.

Не секрет, что в речевую группу попасть сложно. Во–первых, они есть не во всех садах, а во–вторых, количество детей в такой группе не должно превышать двенадцати человек. Поэтому, кроме спецгрупп, в детских садах действуют логопедические пункты. Как и врачи, специалисты управления дошкольного образования отмечают, что детей с нарушенной речью год от года становится все больше. Если в спецгруппе воспитатель–логопед строит свою деятельность на коррекции речевых отклонений отдельных детей, то специалист логопедического пункта наблюдает за всеми детьми детского сада.
Полтора года назад к детскому врачу-логопеду обратился 18-летний парень с просьбой научить его правильно говорить. Мотив – девушка, с которой он хотел встречаться, поставила ему условие: научиться правильно выговаривать слова и звуки.
В последнее время ко мне на прием приходят дети, живущие в атмосфере билингвизма — двуязычия. В основном это дети из семей, приехавших из стран СНГ. Ребенка, который не может правильно говорить на родном языке, дополнительно обучают другому. Тут же хочется дать совет родителям, которые хотят, чтобы их ребенок учился разговаривать на двух языках: не стоит этого делать. Пусть сначала ребенок научится правильно произносить звуки родного языка, а потом — иностранного.

Чтобы ребенок научился правильно разговаривать и был подготовлен к школе, с ним необходимо заниматься. Порой на то, чтобы научить малыша правильно разговаривать и произносить звуки, у специалиста уходит от месяца до двух–трех лет в зависимости от диагноза. Немаловажную роль в этом процессе играют родители. Они должны точно соблюдать несложные рекомендации логопеда. Если ваш ребенок совсем еще крошка, больше внимания уделяйте его моторике: учите лепить, собирать конструктор, мозаику, матрешку. Проводите своеобразные тематические занятия по определению цвета, формы и размеров различных предметов. Играть можно даже на улице: например, вот машина большая поехала, а вот — маленькая и так далее. Папы и мамы обязательно должны считать вместе с ребенком и четко проговаривать звуки. Полезны всем известные стишки с движением рук: “Ладушки”, “Коза–рогатая”, “Сорока–белобока”. Сильный стимул ребенка к правильной речи — правильная речь родителей. Каким бы профессиональным ни был логопед, ребенок не научится разговаривать без домашних тренировок.


В 34 детских садах Большого Норильска функционируют двадцать восемь групп для детей с нарушениями речи. Из них 24 группы укомплектованы детьми с тяжелыми нарушениями. “В настоящий момент, — говорит заведующая отделом информационно–методического обеспечения управления дошкольного образования Нина САБЕЛЬФЕЛЬД, — мы работаем над тем, чтобы максимально рассредоточить эти специализированные группы по всем детских дошкольным учреждениям, делая основной упор на их комплектацию детьми с тяжелыми речевыми патологиями”.

Мила ЯКОВЛЕВА.

Фото Владимира МАКУШКИНА.

15 декабря 2004г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.