МАУ ИЦ «Норильские новости»

Отголоски

Отголоски

Отголоски

В рамках творческой лаборатории «Полярка» в норильском театре драмы прошел показ художественного фильма «1944», снятого в 2015 году эстонским режиссером Элмо Нюганеном. Фильм вызвал неоднозначную реакцию у норильчан: кто–то согласился со взглядом режиссера на реалии Второй мировой войны, кто–то был категорически против.

В фильме рассказывается о боях, которые проходили в Эстонии в местечке Синимяэ, где сейчас пролегает русско–эстонская граница. Это военная драма, в которой события 1941–1945 годов поданы, мягко говоря, нетрадиционно. Война показана глазами враждующих сторон: первая часть картины повествует о судьбе юноши, который сражался в немецкой армии (20–й эстонской дивизии Waffen–SS), вторая — о бойце 8–го стрелкового полка Красной армии. Оба они — эстонцы.

Почему выбран указанный временной промежуток, в принципе, понятно: в 1944–м Эстония стала частью Советского Союза, и многие до сих пор считают, что из–за СССР Эстония потеряла независимость. А вот почему в наш город привезли именно этот фильм, для части зрителей осталось загадкой.

«Зачем нам это показали?» — возмущалась публика, недоумевая по поводу неоднозначности заявленной темы картины. И тут стоит задать вопрос: а был ли наш зритель готов к увиденному? Кто–то сейчас ругает театр, кто–то — аплодирует стоя. Мнений, как всегда, столько же, сколько людей. И вот некоторые из них.

Зритель
Зритель

Наталья, зритель:

— У меня много претензий по поводу показа фильма «1944» в Норильске и в моей стране вообще. Исторические реалии в нем, на мой взгляд, сильно искажены. Как мне показалось, даже советские марши стилизованы под немецкие — на каком основании? Что это за режиссерский ход? А что такое «атака Красной армии в четыре утра», об этом идет речь в кино... На кого мы нападали, простите?

Мне говорили, что этот фильм — про жизнь простых людей. В анонсе писали о том, что кино посвящается жертвам, отдавшим свои жизни в борьбе за свободу. Почему не за Родину? Когда мы спросили об этом режиссера, он ответил, что только в России ему задают такой вопрос.

Поймите, я пришла в храм искусства прикоснуться к прекрасному, к культуре, но у меня такое чувство, что меня обманули, что я попала на сеанс национальной пропаганды. Получается, я ее из своего же кошелька оплатила и своими же слезами запила... Но подростки, которых тоже пришло немало, им–то что в голову вкладывают? Думаю, путаница в мозгах из–за «разных прочтений» этой войны точно не идет на пользу юному поколению.

Элмо Нюганен, автор фильма «1944»
Элмо Нюганен, автор фильма «1944»

Эстонец, воюющий за Красную армию, говорит, что попал в ее ряды случайно. Точно ли фильм, где с такой нарочитой легкостью и небрежностью поданы факты, должны продвигать на таких показах? Не уверена. Ведь он коверкает историю по сути своей. Моя мама пережила блокаду, и в моей крови живет ощущение пережитой нашим народом трагедии. У эстонцев, безусловно, тоже была своя трагедия, но герои фильма говорят: «Адольф подвел нас, проиграл русским». Значит, у нас все же разные трагедии...

В общем, я шла на фильм о свободе, а получила «кривое зеркало», которое может понравиться лишь тогда, когда плохо учат историю либо когда ее плохо преподают. Очень разочарована, если не сказать возмущена.



Вот что говорит о своем детище автор фильма, получившего вторую премию на российском «Киношоке» и выдвинутого на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Элмо Нюганен:

— Все мы, жители балтийского региона, хорошо понимаем специфику того исторического момента, во многом связанную с нашим геополитическим положением. Это картина о том, в какой сложной ситуации оказалась наша страна, ведь многие эстонцы были призваны в РККА, а другие служили в Вермахте.

Линия фронта прошла через семьи, и нет семьи, которую бы это не затронуло. Столько таких историй я знаю... Ну, допустим, праздник какой–то, дедушки с той и другой стороны приняли по сто граммов, и понеслось: ты был в немецкой армии, а ты в Красной... До сих пор прошлое болит.



Мнение драматурга Мариюса Ивашкявичуса (Литва), высказанное им на обсуждении спектакля «Вятлаг»:

— Каждая тема должна быть проговорена для того, чтобы все мы сумели очиститься и как–то продолжать жить. До сих пор есть могилы, на которых нет обозначений, но ведь так не должно быть. Пока жертвы пребывают в забвении, мы не сможем двигаться вперед. Все наше прошлое, все, что происходило с нашими народами в нашей непростой истории, нам надо переварить. Обиды — в прошлом. Нам самим надо стать честными перед своими жертвами. А вообще, палачами быть намного труднее.



Анна, зритель:

— Тяжкое бремя и непосильная ноша легла на население страны в войну. Мы все, населявшие ее в то время, — разные, хоть и оказались на одной территории. Жители прибалтийских республик сами сделали свой выбор, ведь от них зависела дальнейшая судьба их любимой Родины. Именно с таким судьбоносным решением сталкиваются и главные герои фильма. Да, они стали частью СССР не совсем по своей воле, но таковы были реалии эпохи. И правду об этом мы должны знать, в том числе благодаря таким показам.

Марина Хорошевская

Фото Александра Харитонова

Кадры из фильма «1944»

1 февраля 2018г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.