МАУ ИЦ «Норильские новости»

Карты на стол

Карты на стол

Карты на стол

В конце октября в Сочи прошла III Международная конференция «Природный туризм: глобальные вызовы и перспективы России». В форуме приняли участие директор Агентства развития Норильска Максим Миронов, его заместитель, руководитель направления «Развитие туризма» Анастасия Король, а также директор — главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды «Заповедников Таймыра» Константин Просекин со своим заместителем по науке и экологическому просвещению Михаилом Бондарем.

Карты на стол

О развитии туризма на нашей территории речь шла на семинаре «Туризм на Таймыре от идеи до реализации: опыт эффективного взаимодействия», организованном Агентством развития Норильска. Эксперты обсудили разрабатываемый мастер–план туристско–рекреационного кластера «Арктический». Это комплексный документ, учитывающий логистику, все виды туризма, инвестиционную привлекательность, социально–экономическое развитие территории, поддержку местных сообществ, а также сохранение уникальной природы Арктики. Он должен стать основой для формирования долгосрочной программы развития туризма на территории и изменения профильной нормативной базы.

Один из экспертов–разработчиков мастер–плана, маркетолог Александр Железняк, представляя документ, сообщил, что было проведено более 70 индивидуальных интервью, множество групповых встреч и обсуждений для получения всей необходимой информации. На основе этих данных экспертам удалось определить несколько моментов, которые препятствуют правильному пониманию предложений по проекту и принятию самой программы.

Одна из важных проблем, ставшая очевидной в результате проведенных исследований, — неверие жителей Таймыра в потенциал территории, в то, что их земля может быть интересна туристам. Второй момент: люди считают, что Север привлекателен только летом, а зимой здесь делать нечего. Чтобы опровергнуть это мнение, исследователи привели в пример график посещения Шпицбергена: 20–30 лет назад, когда там только начинал развиваться туризм, зимний поток был нулевой. Сегодня архипелаг зимой посещает столько же людей, сколько и летом.

Ещё одно опасение, обозначенное экспертами на форуме и связанное с расширением туристической отрасли на Таймыре, — негативное воздействие неконтролируемого потока гостей на арктическую экосистему. В этом смысле большой проблемой туристического Таймыра является незаконная застройка заповедных и охраняемых территорий. На озёрах Лама, Глубокое, Собачье и Мелкое специалисты насчитали более 200 строений, и только на 20 из них имеются хоть какие–то документы. На эти неоформленные базы люди приезжают регулярно, но там нет ни очистных сооружений, ни централизованной системы вывоза мусора. А это означает, что наносится вред водоёмам и прибрежной зоне.

Технические возможности путешественников расширяются, у них появляются новые средства передвижения, поэтому можно смело предположить, что стихийная застройка на заповедных территориях будет разрастаться. По мнению экспертов, турпоток в данном случае существенно не увеличится, поскольку без соответствующей инфраструктуры территория вряд ли сможет принять много людей. Однако две–три тысячи туристов–дикарей могут нанести куда более серьёзный ущерб природе, чем организованные группы. В случае хорошо спланированных поездок Таймыр в состоянии принять до 50 тысяч человек без какого–либо ущерба для окружающей среды.

По самым скромным подсчётам, сегодня в мире набирается почти 10 млн арктических туристов. Эксперты с уверенностью заявляют, что эти люди ждут, когда Таймыр сможет предложить не просто качественный, а стандартизированный продукт мирового уровня. На форуме было заявлено, что над созданием такого продукта вместе с Агентством развития Норильска готово работать расширяющееся туристическое сообщество.

Важным преимуществом Таймыра как туристического кластера является промышленное освоение Севера, незаменимой составляющей которого являются транспорт и безопасность. Именно благодаря промышленности на территории появились автомобильные дороги, взлётно–посадочные полосы и сама возможность принимать людей. В этой связи в планах АРН — придать аэропорту «Норильск» статус международного.

– Прямые рейсы из ряда европейских городов могли бы значительно упростить посещение таймырской Арктики, — заявил директор АРН Максим Миронов. — У норильского аэропорта есть для этого все технические возможности — в 2017 году, благодаря «Норникелю», завершилась реконструкция взлётно–посадочной полосы, и аэропорт сегодня является одним из самых современных.

В этом году АРН планирует представить только часть нового мастер–плана — аналитику, туристические возможности и перспективы развития. А в 2021 году будет готова инвестиционная карта туриндустрии Таймыра.

Обращаясь к участникам конференции, председатель правительства РФ Михаил Мишустин в своём видеообращении сказал:

— Правительство России считает развитие экологического туризма в нашей стране одним из наиболее перспективных направлений: данная цель поставлена в национальном проекте «Экология». Более 13% территории России — это особо охраняемые природные территории — заповедники и национальные парки. Таким богатством не обладает ни одна страна в мире! Наша задача — привлечь к ним интерес туристов, сделать такой вид отдыха увлекательным, безопасным, комфортным и доступным, сберечь богатства нашей природы, сформировать у людей ответственное отношение к окружающей среде. Рассчитываю, что на конференции будут заложены основы для новых успешных проектов.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.