МАУ ИЦ «Норильские новости»

Искусство на кости и экзамены на «удалёнке». В НКИ прошла итоговая аттестация

Искусство на кости и экзамены на «удалёнке». В НКИ прошла итоговая аттестация

Искусство на кости и экзамены на «удалёнке». В НКИ прошла итоговая аттестация

Процесс создания "Ожерелья""Шаман""Шкатулка""Шаман""Светильник""Ожерелье" и его автор"Зеркало"Процесс создания "Зеркала"

Впервые за всю историю Норильского колледжа искусств его выпускникам пришлось сдавать экзамены и дипломные работы онлайн – виной тому пандемия коронавируса и вынужденная самоизоляция.

Музыканты, дизайнеры костюмов и даже мастера резьбы по кости заканчивали свои дипломные работы дистанционно, а их защита шла по видеосвязи на платформе zoom. Всего в этом году НКИ выпускает 43 студента, из них шесть - это будущие косторезы, которых с первого курса ведёт Елена Мусина преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

- Поскольку в мастерской «Северного отделения НКИ» в связи с пандемией находиться было запрещено, это стало серьёзной проблемой. Но выпускники приспособились и к этим необычным условиям. Одни превратили в мастерскую родительский кабинет, другие кухню или ванную, а кто-то - и отцовский гараж. Хорошо, что к разработке дипломной работы студенты приступают уже на третьем курсе: выбирают тему, разрабатывают эскизы, думают над материалами и будущим дизайном. Поэтому к моменту начала пандемии все выпускники подошли с чётким пониманием, что именно и как они хотят сделать. В результате моя помощь была минимальной. Дети звонили, советовались, присылали фотографии работ на разной стадии готовности, а я консультировала их дистанционно. Конечно, это гораздо сложнее, чем работа вживую, но ребята вполне справились с задачей.

Защищая работы, студенты также записывали видеовизитку, где рассказывали о себе и своей работе, прилагали фото- и видеоотчёт с рабочим процессом. А затем – уже в режиме реального времени, через интернет - они перед комиссией рассказывали о том, что именно вдохновило их на ту или иную работу, какую смысловую нагрузку несут определённые элементы дизайна.

Например, работа выпускницы Алёны Абросовой «Шаман» - это внушительных размеров скульптура из дерева и изящных элементов из рога и кости.

- Тема шаманизма меня заинтересовала ещё с первого курса, особенно «камлание» - магический шаманский обряд. Для работы я выбрала именно нганасанскую стилистику – народа, который обладает богатейшей культурой и фольклором. По верованию нганасан существует три мира: Верхний, Средний и Нижний. Работа как раз и показывает переход шамана из Среднего мира в Верхний, – рассказывает Алёна Абросова, автор работы.

Чтобы создать эту необычную работу, Алёна детально изучила всю доступную литературу о культуре нганасан. И если образ будущей скульптуры сложился сам собой, то над некоторыми его элементами пришлось изрядно подумать. Девушка хотела, чтобы детали ритуального доспеха шамана были исторически достоверны. Но это крайне редкий артефакт: шаманов обычно хоронили вместе с их одеянием, а многие ритуальные предметы были уничтожены в советский период. Самое полное ритуальное одеяние нганасанского шамана, сохранившееся до наших дней, - это костюм Тубяку Костёркина, часто называемого последним нганасанским шаманом. Эти ритуальные доспехи можно увидеть в Дудинском музее, вот только фотографировать их запрещено по настоянию сына Костёркина, передавшего костюм на хранение. В результате детальные снимки можно встретить лишь в редких специализированных каталогах. Девушке посчастливилось добыть одну из подобных книг и наполнить композицию уникальными орнаментами.

Вообще, северные легенды и мифы - это неисчерпаемый источник вдохновения для творческого человека. И речь здесь не только о скульптурах, фигурках, амулетах и ожерельях. Другая выпускница НКИ Дарья Рыбалкина создала настоящее мистическое зеркало - «Коварная луна». На зеркальном полотне в водоворот закручиваются декоративные элементы из рога лося и оленя, складываясь в Луну, светящую через небесную дымку. На создание наполненного мистикой декоративного панно девушку вдохновила одна из сказок северных народов, «Луна и Девушка», в которой Луна пытается схватить и забрать с собой на небо красавицу, но сама попадает в плен. Героиня отпускает Луну с уговором, что впредь небесное светило не будет являться на землю, а вместо этого станет освещать путь заплутавшим оленеводам в полярную ночь.

- Взять зеркало за основу работы я решила не случайно. Этот, казалось бы, привычный элемент интерьера, как и Луна, являются мистическими образами. Даже сейчас с зеркалами связано множество суеверий и страхов. Их до сих пор часто используют в магических обрядах и ворожбе. Да и серебряный оттенок, который дают зеркала, вызывает прямые параллели с лунным светом, - делится Дарья.

Для создания этой работы студентке пришлось не только самой изрядно постараться, но и обратиться к специалистам по работе с зеркалами. Основу для будущего панно делали под заказ по эскизам Дарьи. В результате получился весьма необычный объект, который вполне мог бы стать достойным украшением любого «ковена» - ведьмовского сообщества.

Впрочем, не только мифами и легендами коренных народов живут в НКИ. В этом выпуске встречаются и более практичные предметы, например, декоративный напольный светильник в якутском стиле, выполненный ажурной резьбой из рога лося и дерева. Или уникальная музыкальная шкатулка, часть которой его автор вырезал из бивня мамонта. А работа Анастасии Чебыкиной вообще посвящена теме экологии.

На первый взгляд, её дипломная работа - это изящный набор из серёжек и ожерелья, состоящих из пластин оленьего рога и украшенный «полярными маками» из бивня мамонта. Но если присмотреться, ассоциации с повреждённой вездеходом тундрой возникают сами собой.

- Северная земля дала нам удивительные пейзажи, которые навсегда остаются в сердце. Но человек разрушает свой дом, тот мир, в котором он живет. Поэтому я и решила создать это комплект украшений, акцентирующий внимание на экологической проблеме арктических широт. Основа сделана из оленьего рога, который имеет холодный оттенок и олицетворяет Таймыр - холодную и суровую землю. Цветы я вырезала из бивня мамонта, у которого более тёплый цвет, а пробелы между пластинами символизируют след, который оставляет человек в тундре. Словно здесь проехал гусеничный трактор, уничтожив плодородный слой почвы, - комментирует мастерица.

Возможно, однажды мы ещё увидим это колье на шее именитого эколога или защитника природы. А пока украшения, как и остальные дипломные работы, теперь пополнят запасники выставочного фонда Норильского колледжа искусств, которые за время существования НКИ достигли внушительных размеров. Сами же работы в дальнейшем будут использоваться в различных выставках и тематических экспозициях. Что касается студентов, несмотря на все особенности этого года, справились они на отлично. Кстати, работа без наставника - это хороший опыт, который, без сомнения, пригодится выпускникам уже в скором времени. Ведь когда дипломные работы сданы, студентов можно уверенно назвать самыми настоящими мастерами по кости.

18 июня в 18:01
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.