МАУ ИЦ «Норильские новости»

Финансовая самозащита

Финансовая самозащита

Финансовая самозащита

По данным краевой прокуратуры всего за одну неделю декабря жертвами телефонных мошенников стали 173 жителя региона, которые в общей сложности раскошелились на 42 820 214 рублей. О том, кто пытается нажиться на доверчивых гражданах и как защитить себя, читайте в статье.

Используйте специальные приложения для защиты от действий злоумышленниковИнформируйте ваших пожилых родственников об опасности стать жертвой обманаБудьте осторожны, когда используете данные ваших банковских карт для интернет–покупокЦель преступников — заставить вас действовать необдуманно, манипулируя вашими эмоциями

Новые грани войны

Преступник — враг общества, но если он гражданин другой страны и им движет не только желание улучшить личное благосостояние, но и стремление нанести ущерб России, обманывая её граждан, то это уже диверсант, и относиться к нему следует соответственно. Федеральные издания рассказывают о том, что на Украине создана целая сеть колл – центров, «целевой аудиторией» которых являются граждане России. И появилась она задолго до начала СВО, ещё в октябре 2021 года «Аргументы и факты» писали о том, что Незалежная превратилась в настоящую фабрику телефонных мошенников. Информационный вестник ссылался на издание, которое решилось на рискованный эксперимент, внедрив журналиста в один из мошеннических колл–центров. Сотрудник СМИ обнаружил факты, доказывающие, что «развод» россиян на деньги — чуть ли не государственная программа «братского» народа. Во–первых, стать профессиональным разводилой совсем несложно, объявлений, приглашающих поработать на мошенников, хоть отбавляй, они свободно публикуются. Офис преступников, в который устроился на работу журналист, находился не в конспиративной квартире на окраине, а в центре Киева, недалеко от центрального управления Службы безопасности Украины. Под прикрытием корреспонденту удалось поработать всего день, затем его пригласила побеседовать служба безопасности самих мошенников. Уйти удалось без потерь и не с пустыми руками.

Интерфакс приводит слова некоего Михаила, проводившего собеседование с журналистом под прикрытием: «Мы звоним гражданам России, представляемся техническими сотрудниками «Сбербанка» и пытаемся склонить людей к тому, чтобы они перевели деньги со своих банковских карт на наши или взяли кредит, если денег нет. Как это делать, написано в методичке».

Начинающим сотрудникам поручают так называемые холодные звонки — обзвон клиентов российского банка, база у мошенников имеется. Если жертва попадается на удочку, её переводят на более опытного афериста, представляющегося сотрудником МВД. Его задача — жёстко «обработать» человека, запугать его до такой степени, чтобы он перестал мыслить критически и выполнил требуемые действия. Один из сотрудников киевского колл–центра по имени Артём рассказал журналисту: «Ты открываешь базу данных, в которой номера тысяч людей, и выбираешь любого из них. Это как на рыбалке — ты можешь забросить удочку в любое место, но не везде клюнет. Ежедневно я делаю около 300 звонков, и всего пять–семь из них удаются, иногда ни один не срабатывает, но такое редко бывает, лохов пока хватает». Как пишет интерфакс, дневной план мошеннической конторы составляет 200 000 рублей. В день, когда журналист находился в офисе, его «коллегам» удалось обмануть двоих людей, каждый из которых перевёл им 170 000 рублей.

Расслабляться не стоит

Большая часть звонков исходит из регионов Украины, которые расположены ближе к России, — Днепр и область, Бердянск. В начале СВО мошенники перебазировались дальше на запад, и звонить стали чуть реже. В июне vesti.ru со ссылкой на «Интерфакс» писали, что Сбер фиксирует до 50 тысяч звонков мошенников в день. Цифра немалая, но списывать всё на западных соседей не стоит, желающих поживиться за счёт доверчивых граждан хватает и в России. Мотивация может быть разная, но цель у злоумышленников одна — оставить «клиента» без денег. Подход у мошенников серьёзный — часто лжеполицейских, липовых сотрудников безопасности банков и прочих обитателей тёмной стороны натаскивают профессиональные психологи. Так как же от них защититься?

Неудобные вопросы

Арсенал психологических приёмов у аферистов богатый. Опираясь на научные изыскания отца–основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и его современных коллег, они пускают в ход все уловки — от приёмов нейролингвистического программирования до основ гипноза. Главная цель — заставить вас действовать необдуманно, манипулируя вашими эмоциями. Страх потерять нажитые непосильным трудом деньги или остаться без доступа к накопленным финансам побуждает к иррациональным поступкам. Дать отпор помогут «холодная» голова, железная логика, последовательность и встречные вопросы. К примеру, вам позвонили «сотрудники банка», сообщили о попытке взлома вашего счёта и предложили все средства перевести на другой, безопасный. Не паникуйте, уточните, из какого отделения звонят и о какой сумме идёт речь. А лучше просто положите трубку, а затем проверьте состояние вашего счёта в мобильном приложении банка. Если сомнения вас не покинули, обратитесь в ближайшее отделение финансового учреждения или позвоните на горячую линию, используя номер телефона, указанный на официальном сайте или в приложении. А ещё можно бить врага его же оружием — выводить на эмоции. На просторах интернета вы можете найти массу записей диалогов между потенциальными жертвами и финансовыми диверсантами. Вопросы типа «Чей Крым?» или «А откуда у вас электричество, дизельный генератор купили?» моментально выводят из равновесия украинских любителей лёгкой наживы, и «охотник» становится добычей, обрушивая шквал отборной брани на собеседника. И сразу становится ясно, что звонят вам не из офиса Сбера. Смеяться над чужой бедой нехорошо, и порядочным украинцам никто, конечно, зла не желает, но должна же жертва телефонных мошенников как–то противостоять обманщикам, тем более что часто в зоне риска оказываются пожилые люди.

Технологии сбережения

Если вы все–таки сомневаетесь, что сможете самостоятельно вычислить злоумышленников, то можете воспользоваться специальными приложениями. Все они работают по одному принципу. В основе каждого — база номеров телефонов «засветившихся» спамеров и мошенников, которая постоянно пополняется. При звонке с таких номеров на экране появляется пометки «Спам», «Мошенники», «Робот» и т. д. Для нормальной работы приложения вам придётся предоставить программе доступ к вашим контактам и в интернет. Рассмотрим подробнее наиболее популярные отечественные разработки.

Электронный справочник 2ГИС с картами городов. Он включает в себя функцию «Определитель номера». База данных программы содержит актуальные сведения о 4,3 млн компаний, осуществляющих деятельность в 666 городах 11 стран мира. Главный недостаток — вышеуказанная функция работает только на смартфонах Apple iPhone с версией iOS 10 и выше.

Kaspersky Who Calls — определитель звонков, который отображает сведения о входящем или пропущенном вызове с неизвестного номера, в том числе название организации, её категорию и репутацию номера. Приложение умеет распознавать мошеннические и спам–звонки, а также автоматически блокировать их, избавляя пользователя от потенциальных угроз и вторжения в личное пространство. Программа также обеспечивает защиту от фишинговых SMS и исходящих звонков на номера с подозрением на мошенничество.

Приложение «Не бери трубку» защищает от нежелательных звонков и блокирует скрытые, иностранные или платные номера, а также спам, рекламу и вызовы с подозрением на мошенничество. База данных программы формируется самими пользователями, которые после звонка с неизвестного номера могут оценить его как безопасный или, наоборот, пометить как спам или мошеннический звонок.

Также стоит отметить мобильное приложение от «Яндекса». Оно включает в себя много полезных функций, в том числе автоматический определитель номера. Программа использует телефонную базу данных компании, дополненную сведениями более чем о пяти миллионах организаций из «Яндекс.Справочника».

И конечно, без возможности защититься от мошеннических звонков не оставил своих клиентов Сбер. Для защиты от нежелательных звонков программа использует данные службы безопасности «Сбербанка», а также основанную на искусственном интеллекте систему фрод–мониторинга. Ежедневно специалисты обрабатывают порядка 10 тысяч сообщений о попытках мошенничества и, используя собственную модель анализа телефонных номеров, формируют уникальную базу. В настоящий момент она содержит более 600 тысяч номеров.

23 декабря 2022г. в 18:10
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.