МАУ ИЦ «Норильские новости»

Норильск этим летом буквально оказался во власти детей. Какие опасности подстерегают несовершеннолетних в городе?

Норильск этим летом буквально оказался во власти детей. Какие опасности подстерегают несовершеннолетних в городе?

Норильск этим летом буквально оказался во власти детей. Какие опасности подстерегают несовершеннолетних в городе?

Из–за пандемии коронавируса отменён отдых школьников в выездных и пришкольных лагерях, старшеклассники не попали в ТОШ, временно не работают детские секции и кружки. Многим юным норильчанам нечем себя занять, и это вызывает обоснованную тревогу.

На дорогах нужна особая бдительностьШалости с огнём – смертельная угрозаОчень мило. Но очень опасноВ воду лучше не заходить

Марина Комарова, начальник отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 считает, что отчасти режим самоизоляции способствовал налаживанию более тесного контакта детей с родителями. До пандемии из–за общей загруженности папы и мамы несколько отдалились от своих дочек и сыновей, и наоборот. Эксперт считает, что родительский функционал оказался размыт многообразием досуговых, школьных и прочих мероприятий, возможностью для детей общаться за пределами дома. В условиях карантина родителям пришлось налаживать контакт со своими чадами и задуматься над тем, что их прямая обязанность — уберечь их от всяческих угроз. Особенно когда дети остаются без присмотра.

Глубокие воды

Одна из опасностей, подстерегающих детей на каникулах, – близость водоёмов, в частности, озера Долгое, которое является техническим, используется как пруд–охладитель для ТЭЦ–1 и потому не предназначено для купания. Устраивать в нём заплывы категорически запрещено. К тому же многие норильчане знают: если попасть здесь в водоворот, из него будет сложно выбраться даже опытному пловцу. Ну а дети в экстремальной ситуации часто начинают паниковать, и тогда несчастья не избежать.

Хорошо, что в последние годы на Долгом не происходило несчастных случаев, но Марина Комарова приводит в пример лето 2013 года, когда на озере погибли шестеро детей. Ей тогда пришлось выезжать на место происшествия и утешать убитых горем пап и мам. Для родителя нет ничего страшнее, чем похоронить собственного ребёнка, поэтому взрослые должны чётко объяснить детям, что ни Долгое, ни Школьное озёра, ни другие водоёмы, расположенные в черте города, не годятся для купания, а игры возле них могут закончиться бедой. Кстати, чтобы избежать этого, летом количество полицейских нарядов увеличат в полтора раза, они будут патрулировать опасные участки.

Манящая высота

Распахнутые окна — ещё одна постоянная угроза: в этом году один ребёнок уже выпал из окна. Каждое лето у полицейских начинается с профилактических бесед, где они напоминают родителями о необходимости устанавливать на окнах специальные запирающие устройства. Важно, чтобы дети в возрасте до семи лет твёрдо знали и понимали, что подходить к открытому окну нельзя, тем более если рядом нет родителей.

Полицейские просят родителей не акцентировать внимание малышей на окнах и не ставить их на подоконники, чтобы показать, что происходит на улице. «Прогулки» по подоконнику дают ребёнку ложное ощущение безопасности и способности к самостоятельности: «Раз родители мне разрешают так поступать, значит, я уже большой». Малыш не понимает, почему одному этого делать нельзя, и однажды может забраться на окно в отсутствие взрослых, а тут и до беды рукой подать.

Открытый огонь

Любовь Каськаева, врио начальника отделения по делам несовершеннолетних Норильского ОМВД, говорит, что опасность для детей таят и выходы в тундру, которые нередко сопровождаются разведением костров. Так, в соцсетях недавно появилось видео, на котором видно, как подростки разожгли в тундре огонь и, испугавшись пламени, вроде бы разбежались. Инспекторы по делам несовершеннолетних установили участников инцидента, ведётся проверка, которая уже показала, что на видео заснята не вся ситуация, а только её часть. Когда пламя вспыхнуло, дети бросились его тушить и — так бывает далеко не всегда — смогли с ним справиться.

Аварийный вход

Марина Комарова отмечает, что аварийные дома и брошенные строения в свою очередь представляют серьёзную проблему. Так, гуляющих детей, да и некоторых взрослых, привлекает пустой дом на ул. Комсомольской, 20. Хотя здание обнесено забором, подъезды и окна квартир на первых этажах открыты, а значит, попасть внутрь может кто угодно. Полицейские неоднократно направляли в управляющую компанию, на территории которой находится аварийное сооружение, письма с просьбами закрыть подъезды и забить оконные проёмы на первом этаже, но пока безрезультатно.

Любовь Каськаева также просит обслуживающие организации не ждать информационных писем из полиции, а своевременно совершать обход территории и закрывать чердаки. С начала месяца полицейским от горожан поступило более 40 сообщений о том, что через открытые чердаки подростки выходят на крыши многоквартирных домов. Аналогично выглядит и ситуация с подвалами, которые также становятся предметом детского любопытства.

Шальные деньги

Стоит сказать и о таком скрытом факторе опасности, как карманные деньги. Приучать ребёнка разумно тратить средства, конечно, хорошо, но и контроль за тем, куда они уходят, не помешает. Если, например, папа или мама каждый день охотно дают любимым деткам сто или двести рублей, то за неделю может набежать около тысячи, а для ребёнка это солидная сумма. Куда он эту тысячу потратит? На мороженое или, благодаря доброму дяде или продавцу, на сигареты или алкоголь? В недавней практике полицейских был случай, когда мальчик попросил у родителей 200 рублей, чтобы угостить девочку мороженым, а на деле купил полтора литра дешёвого слабоалкогольного напитка. Его подростки и выпили для настроения. Ярко выраженного запаха алкоголя от детей не чувствовалось, пахло жвачкой, и подозрений у родителей не возникло. То, что дело неладно, взрослые поняли, когда заметили странности в поведении сына. Наличие лёгких денег часто подталкивает подростков к вредным привычкам, а порой и подбивает на совершение правонарушений.

Уличные забавы

Осторожность следует проявлять и при катании на велосипеде, роликах, скейте, самокате: падение с них может привести к травме, а то и к попаданию в ДТП. Родители обязательно должны позаботиться о защитной экипировке и убедиться, что их сын или дочь знают правила дорожного движения и безопасного поведения на улице. Нередки случаи, когда дети, подражая взрослым, при пересечении проезжей части не спешиваются с велосипеда, а едут через дорогу, оставаясь в седле. К счастью, этим летом дорожных происшествий по этой причине пока зарегистрировано не было.

Если же уберечь ребёнка от травмы не получилось, необходимо сразу обратиться в медицинское учреждение. При этом родителям нужно быть готовыми к тому, что сотрудник полиции позвонит им и задаст вопросы о характере травм, чтобы исключить возможный криминал в отношении несовершеннолетнего. Вероятно, придётся встретиться с инспектором ОДН. Как правило, в такой ситуации всё заканчивается беседой с инспектором. Однако Марина Комарова поясняет, что в случае, если возникают обоснованные подозрения, помимо полицейских в течение первых суток после инцидента к работе подключается следственно–оперативная группа. И после завершения расследования родитель может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 118 «Причинение тяжкого вреда по неосторожности» УК РФ или по статье 125 Уголовного кодекса «За оставление в опасности».

Полицейские ещё раз проговаривают: родители несут ответственность за своих детей, и если они что–то позволяют им делать, то должны следить за тем, чтобы никто не пострадал. Ничего лучше родительского контроля, базирующегося на доверительных отношениях с ребёнком, ещё не изобретено.

Как за всем уследить?

Говорит эксперт

Марина Комарова

© Владимир Макушкин

– Во–первых, нужно не выбиваться из привычного режима дня. Ребёнок должен его соблюдать: вовремя вставать, есть, заниматься какими–то своими делами и ложиться спать. Во–вторых, у него должны быть домашние обязанности, соответствующие его возрасту.

Марина Комарова,
начальник отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела
полиции № 1

– По закону родители несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей, и в этом вопросе, как и вопросе воспитания, нужно быть последовательными и логичными. Как за всем уследить? Во–первых, нужно не выбиваться из привычного режима дня. Ребёнок должен его соблюдать: вовремя вставать, есть, заниматься какими–то своими делами и ложиться спать. Во–вторых, он должен выполнять домашние обязанности, соответствующие его возрасту. От них родители почему-то стараются своё чадо освободить и тем самым оказывают ему медвежью услугу. Ребёнок должен уметь без напоминаний убирать за собой постель, разогревать еду, мыть посуду, выносить мусор, складывать вещи на место и так далее. Время, затрачиваемое на выполнение своих обязанностей, из минут складывается в часы и создаёт занятость ребёнка. В–третьих, должно быть хобби. Родители, за время самоизоляции должны были усвоить, что у детей помимо гаджетов и телевизора есть книги. Книга — это очень важно. Особенно если это привычный нам бумажный томик, а не электронная или аудиокнига. Традиционная книга — это листы, это запах, тактильные ощущения, она задействует больше органов чувств, чем современные цифровые аналоги. Когда ты открываешь книгу и погружаешься в другие миры, то не хочешь из них выходить. Для того чтобы наши дети вспомнили об этом, это должны иметь в виду и родители. Если ребёнок умеет читать и этот навык у него сформирован, ему никогда не будет скучно.

Летом родителям нужно позаботиться о том, чтобы дети не маялись от безделья и скуки и не искали приключений на свою голову. Конечно, уследить за всем невозможно и соломку везде не подстелишь, но, если мы говорим с ребёнком, рассказываем о возможных опасностях, если у него есть режим и домашние обязанности, это убережёт его от беды. Он будет понимать, что можно делать, а что нельзя, и неважно, сколько ему лет, семь или 17. Хороший способ приучить ребёнка к дисциплине и контролировать его — это домашний телефон. Не сотовый – стационарный аппарат, не переносная труба, а старое надёжное устройство, трубка которого шнуром соединяется с корпусом. Родитель может в любой момент позвонить домой и узнать, дома ли сорванец и чем он занят. Я считаю, что до 14 лет у ребёнка нет потребности в сотовом телефоне. Если он посещает секции или кружки, его можно проконтролировать, позвонив тренеру или руководителю. В школе дети окружены взрослыми людьми — педагогами, у которых есть сотовые телефоны, и они не откажут в просьбе позвонить родителям. Смартфон — дополнительный стресс для ребёнка и родителей. Дети часто теряют, ломают телефоны, а дорогой гаджет может привлечь внимание преступника.

Упомяну и о всевозможных программах слежения. Чем больше мы пичкаем телефон ребёнка новомодными «примочками», тем сильнее он будет стремиться выйти из–под нашего наблюдения, всеми правдами и неправдами отключать их или «случайно» удалять. Дети лучше взрослых разбираются в современных гаджетах, и программы слежения могут стать причиной конфликтов в семье, породить недоверие, которое может привести к отчуждению.

Чтобы уберечь детей от опасностей, с ними нужно говорить и объяснять, почему нельзя выходить на крышу, лезть в подвал, высовываться из окна и так далее. Чем больше степень доверия между родителем и ребёнком, тем меньше вероятность, что с ним произойдёт что–то плохое, и тем мягче мы его сможем подвести к поре взросления, когда он должен самостоятельно принимать решения.

Подумаем вместе

Надежда Онищенко, бабушка четверых внуков:

– Сейчас мы находимся в Черкассах, в своём доме с садом. На время самоизоляции дочь, которая много работает, привезла мне двоих внуков — Насте девять, а Захару 11 лет. И они воспитаны так, что понимают: бабушка уже пожилая, и о ней надо заботиться. Так вот, они заботятся обо мне, а я о них. Главное — ребёнку не лекции читать, а показывать всё полезное на своем личном примере. Увы, известно, что нередко детей похищают, поэтому мы постарались убедительно с примерами объяснить им, как вести себя с чужими людьми. Внуки обязательно спрашивают у меня разрешения, можно ли общаться или играть с незнакомыми. Если есть понимание и уважение в семье, положительный пример взрослых, то не будет и проблем с поведением детей, а значит, и с их безопасностью в любой сфере жизни.

Амир, «тренируется» на племянниках:

– Родителю главное – не впадать в крайности и не запрещать ребёнку всё подряд. Также не стоит забегать вперёд и посвящать трёхлетку в основы интернет–безопасности. Трудно уследить за всем, находясь в постоянном переживании, поэтому лучше постараться обезопасить пространство вокруг ребёнка. Поставить замки на окна, убрать бытовую химию, зажигалки, ножи повыше или в запирающийся шкаф, закрыть розетки специальными заглушками и так далее.

На улице – да, особенно за маленькими детьми, приходится смотреть в оба. А если ребёнок уже подрос, надо предупредить его о потенциальных опасностях, но при этом не внушить страх. Я бы посоветовал хорошую книгу Людмилы Петрановской, психолога: «Что делать, если..,», где хорошо разобраны все потенциальные опасности. Написано интересно и оформлено ярко. С её помощью дети могут познакомиться с тем, с чем можно столкнуться в мире, когда мама и папа не будут держать их за руку.

Юлия, мама двоих детей:

– Мои дети ещё недостаточно взрослые, чтобы гулять самостоятельно. Сыну пять лет, дочке — почти четыре. Гуляем каждый день с мужем или с бабушкой, чтобы уследить за детворой. На площадке во дворе я спокойна, а вот вблизи проезжей части или у воды — только рядом или за руку. Я пока не могу даже представить, как дети станут гулять отдельно от взрослых, когда подрастут. Конечно, есть сотовые телефоны, но, я думаю, главное — донести, куда и почему ходить одним не стоит. В конце концов, все мы были маленькими. И только теперь я понимаю тревоги своей мамы.

По поводу безопасности в квартире — меня всегда пугают окна. Потому, когда мы ставили пластиковые стеклопакеты, заказали их с замками и ключами. Когда проветриваем, открываем только форточки. Насчёт остального — приучили детей, что ножи, плиту, розетки трогать нельзя. Они понимают. Мы уважаем доктора Комаровского, а он говорит, что, если ребёнку строго и планомерно запрещать что–то делать, он этого делать не станет. Наша практика это подтвердила.

Анна Кряжева, мама трёхлетнего мальчика:

— Мы несколько лет не выезжаем на материк, так что постоянно гуляем с сыном на детских площадках в районе Нансена, 94. Заметила, что хоть они и надёжно ограждены от транспорта, но внутри не так уж и безопасны для детей. Видимо, соответствующие службы уделяют им недостаточно внимания. Сын уже в таком возрасте, когда ему можно доходчиво объяснить правила, но всё же ещё нужен глаз да глаз. Часто, когда идём по улице, обращаю внимание на то, что дети дошкольного возраста буквально зависают в форточках. Не раз останавливалась, чтобы упросить ребёнка, оставленного без присмотра, слезть с окна.

Евгений Поляшенко, предприниматель:

– Когда мне было семь лет, меня сбила машина. Я сам был виноват в том инциденте, поскольку перебегал дорогу там, где этого делать было нельзя. Благо водитель успел среагировать, и, тем не менее, у меня диагностировали сотрясение мозга. Тот случай надолго остался в моей памяти и стал моим ориентиром на будущее: я осознал, что между жизнью и смертью всего один шаг. Сегодня у меня растут двое детей, одному из которых тоже семь лет. Конечно, я периодически беседую с ними по поводу правил дорожного движения и объясняю, что на дороге нужно быть особенно осторожным. К слову, часто, когда я сажусь за руль, вижу неприятную картину: мама, взяв за руку ребёнка и держа возле уха телефон, не просто переходит дорогу в неположенном месте, но и делает это в самый неожиданный момент. Такие «бесстрашные» взрослые не понимают главного: они не только подвергаются риску в данную секунду, но и прививают своим детям неправильные примеры поведения на дороге. А ДТП по статистике уносят больше всего жизней.

19 июня 2020г. в 15:46
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.