Технологии стремительно развиваются, особенно в IT– сфере. Поэтому и профессии таких направлений наиболее востребованы, и в дальнейшем их популярность будет только расти. Норильские дети чуть ли не с первого класса осваивают мир цифровизации и программирования в «IT–Кубе».
Хороший старт
«IT–Куб» успешно работает в Норильске уже почти два года. Появился он благодаря национальному проекту, в рамках которого подобные высокотехнологичные учебные центры создаются по всей России. И сейчас в Заполярье осваивать тонкости программирования, работы с VR и искусственным интеллектом могут около четырёхсот детей.
– Два года назад мы стартовали с шестью основными направлениями. Но на месте не стоим и постоянно развиваемся, совершенствуем обучающую программу с учётом и местной специфики, и запросов ребят. За это время у нас появились ещё два дополнительных образовательных направления. Как раз по просьбам детей, — рассказывает Александра Жигалова, директор «IT–Куб. Норильск». — Школьники приходили и спрашивали, учим ли мы работать с Unity, есть ли у нас курсы по компьютерной графике, можем ли мы научить разрабатывать компьютерные игры. Таких запросов было очень много, и в прошлом учебном году мы пошли навстречу пожеланиям учащихся и разработали курсы по данным направлениям. Это как раз программирование на Unity, работа с векторной и растровой графикой, web–дизайн и разработка компьютерных игр. Причём не только с нуля, но и с помощью специальных конструкторов — это актуально для учащихся 5–6–х классов.
Мы стараемся выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети могли прийти к нам в 1–2–м классе и уйти в 18 лет хорошо подкованными в сфере IT. Хотя практика двух лет показала, что и после 18 лет ребята продолжают к нам приходить учиться. Тут мы не видим препятствий, если ребёнку это интересно. В итоге у нас на базе «Куба» организовалось несколько рабочих групп из детей, которые занимаются уже сторонними проектами, и при этом довольно успешно. Мы только за, если наши бывшие ученики будут возвращаться к нам со своими идеями и проектами, а преподаватели готовы помогать и консультировать их в процессе таких разработок.
Самый яркий пример. Ребята в этом году окончили двухлетний курс обучения программирования на Python. Это довольно разношёрстная возрастная группа с 8–го по 11–й класс. В качестве своего итогового проекта они делали игру наподобие «Фруктового ниндзя». Вы наверняка её видели у кого–нибудь на планшете или в телефоне. Там сыплются разные фрукты, а вы их разрезаете, проводя пальцем по экрану. Так вот, школьникам пришло в голову сделать нечто подобное, только с помощью лазерной указки, проектора и специальной камеры. Там довольно сложная обработка позиционирования указки в пространстве с помощью камеры и специального ПО и, соответственно, игра строилась бы на том, чтобы фрукты можно было разрезать той самой указкой. Этот пример примечателен тем, что в процессе разработки дети не только показали впечатляющие навыки программирования, но и существенно вышли за рамки базового курса и тех знаний, которые им изначально преподавались. Они изучали способы взаимодействия указки и камеры, и как это можно отразить потом на картинке. Естественно, что по каким–то вопросам ребята обращались к преподавателям, но в целом это была уже полноценно сформировавшаяся команда разработчиков. И мы остались очень довольны тем, что наш учебный процесс не ограничен банальным курсом лекций, и мы планомерно приходим к тому, что и хотели видеть изначально. Мы стремились сделать «IT–Куб» местом притяжения интересующихся данным направлением людей. Пока игра на стадии доработки. В дальнейшем мы бы, конечно, хотели выложить её в тот же Steam. Проблема в том, что из–за санкций мы пока этого сделать не можем, но в прошлом году ещё одна разработка наших ребят «вышла в свет». Это небольшая платформенная игра, где нужно решить небольшую логическую головоломку и вывести шарик из лабиринта. Вообще довольно много интересных разработок, в том числе и в VR.
Отлично проявили себя наши воспитанники и в современном цифровом искусстве. В апреле мы привозили сюда специалиста по современному искусству Андрея Амирова, он читал нашим детям курс лекций по 3D–моделированию, а тем, кто заинтересовался, — ещё и по современному искусству, истории искусств. Затем ребята разбились на группы и делали свои работы в 3D, которые потом наши преподаватели поместили в виртуальную галерею, сделав VR–выставку, и мы её презентовали на нашем фестивале VR–weekend. Могу сказать, что многие работы получились, на удивление, глубокими, и они тоже могут быть представлены широкой публике. В перспективе мы планируем выложить их на сайт.
Командная работа
Дмитрий Жуков, ученик 8–го класса седьмой гимназии, один из тех, кто занимается в «IT–Кубе» с момента его открытия. За два года не только научился языку программирования, но и увлёкся разработкой игр для VR–шлемов. И даже сколотил собственную команду для полноценной работы.
– Я давно увлекаюсь программированием и хотел осваивать именно эту сферу, но, увы, до появления «IT–Куба» в Норильске просто не было места, где бы этим можно было заниматься. Пытался что–то делать самостоятельно. Но это было очень слабо. Когда увидел объявление о наборе, не раздумывая, пришёл сюда. Здесь обучаюсь по VR– и AR–направлениям. Обучение в «IT–Кубе» не ограничивает полёт фантазии. Тут нет каких–то жёстких рамок. Мы узнаём, как работают игры, и много тонкостей, как их делать. И главное — тут преподаватели могут поддержать даже самую безумную идею. Наша команда — тому пример. За эти два года мы с товарищами уже сделали одну полноценную игру для VR–очков и сейчас работаем над выпуском второй. Создали мы и небольшой инди–хорор, где основной упор сделали на озвучку и пасхалки к классике жанра. У нас, например, есть несколько прекрасных отсылок к оригинальному «Сиянию». Пока эту игру никуда не выкладывали, но, если загляните к нам в «Куб», можем запустить, она одновременно и страшная, и забавная из–за своих отсылок. Думаю, любители классических ужастиков и киноманы оценят. Что касается игры, над которой работаем сейчас, это шутер с небольшим сюжетом, где человек сражается с роботами за экологию. У нас уже сформирована рабочая команда, даже можно сказать компания, «Рататуй». Есть и слоган фирмы: «У нас работают только отборные Овощи». Ну, это шутка такая. Кто в теме, тот понимает. Дизайн для игры мы разрабатываем буквально с нуля. Главная прелесть «IT–Куба» в том, что здесь есть не только всё необходимое оборудование, но и единомышленники. Так что можно легко сколотить команду для разработки. Ведь у одних одно хорошо получается, а у других — другое. Мне вот больше нравится 3D–моделированием заниматься, а Андрею — возиться с программным кодом. В планах на этот и следующий годы — завершить начатые проекты и, может, начать пару новых. Что касается далеко идущих планов — после окончания школы пойдём всей командой поступать дальше по профилю.
Пусть меня научат
На данный момент в «IT–Кубе» существует три возрастных группы, в каждой из которых несколько направлений. Начинать учиться программированию, как оказалось, можно в том же возрасте, что и писать. В самую младшую группу принимают учеников с 1–го по 4–й класс. На этом этапе детям преподают так называемое блочное программирование с помощью специальных программ. Когда готовые коды уже собраны в модули, ребёнку необходимо из них, словно из конструктора лего, собрать определенный алгоритм действий. Это позволяет ему в игровой форме понять, что из себя представляет программирование в принципе.
Обучение на уровне пятых–шестых классов строится примерно по такому же принципу. Для детей из этой возрастной группы используются уже полноценные игровые конструкторы. Здесь ребята знакомятся с языком программирования Python, но, опять же, в игровой форме и по блочной системе сборки игр. Когда большая часть программного кода уже написана, ребёнку необходимо из готовых блоков собрать единое целое.
Путёвка в жизнь
— Вообще изначально у нас работа с Python была рассчитана для учащихся 8–11–х классов, но оказалось, что в Норильске есть довольно большое количество детей помладше, которые структурно уже себе представляют, как выглядит программирование, и мы пробно для них запустили эту программу под кодовым названием «Пайтоняши», — поясняет директор «IT–Куба». — Эксперимент оказался удачным, и курс у нас прижился. Также у нас есть курсы по 3D–моделированию для данной возрастной группы. Мы его успешно запустили в этом году. Надо сказать, что на нашей VR–выставке современного искусства одна из самых выразительных работ принадлежит ученице, которой всего 12 лет. Больше всего направлений у нас, конечно же, для старших. Здесь можно выбрать полноценное программирование на Python и нескольких других языках, системное администрирование, VR, искусственный интеллект, мобильные разработки, компьютерную графику, web–разработки.
В перспективе «IT–Куб» может готовить для города высоко-классных специалистов по самым востребованным направлениям цифровой индустрии, которые смогут интегрироваться практически в любую существующую сферу, от разработки высоких технологий до культуры.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.