МАУ ИЦ «Норильские новости»

Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»

Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»

Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»

На этом отрезке пути её участники преодолели более полторы тысячи километров по Енисею и наконец добрались до Таймыра. «Заполярная Правда» встретила в Дудинке команду неравнодушных к истории региона единомышленников.

Участники экспедиции Дмитрий Петкевич, Константин Судникович, Даниил ГолубевЗавершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»Мелкие поломки, которые возникают в пути, оперативно устраняютсяВсё получается легко, потому что по пути экспедиции встречаются замечательные люди.Завершился третий этап историко-географической экспедиции «Великие реки Сибири»

Исторический момент

«Великие реки Сибири» - это уже третья экспедиция большого комплексного историко-географического проекта «Байкал-Аляска», посвящённого повторению путей первопроходцев, возрождению интереса к истории и географии Сибири и Дальнего Востока.

Проект реализуется с 2013 года. До этого были проведены экспедиции по маршруту путешествия иркутских купцов «Байкал-Аляска» от Иркутска до Ситки (2017-2019 годы, более 15000 км) и по следам экспедиций Николая Муравьева-Амурского по Амуру в 1849-1855 годах (2021 год, более 10 000 км). Организатор всех походов – предприниматель, путешественник, капитан Анатолий Казакевич.

За 2,5 месяца сменным экипажам предстоит исследовать более 10 тысяч километров. Весь путь разделён на восемь этапов продолжительностью от одной до трёх недель. Маршрут проходит по рекам Ангаре и Енисею. На нашей территории путешественники сделали крюк и сейчас находятся на озере Лама, где любуются красотами плато Путорана. Далее их путь лежит по реке Норильской, через озеро Пясино и затем по реке Пясина в акваторию Карского моря. Участники экспедиции, держась берегов Таймыра, планируют дойти до самого отдалённого острова архипелага Норденшёльда – Русского. С 1935 и до 1999 года на этом острове работала полярная метеорологическая станция. Сейчас она заброшена, и людей там нет.

Кроме того, проект объединяет предпринимателей, которые совместно создают в Иркутске туристический кластер «Байкал-Аляска». А ежегодные позволяют изучить родной край и рассказать об этих территориях жителям нашей страны.

- Наша цель - возрождая историю, развивать туризм. На этот раз мы впервые за много лет пройдём по пути первооткрывателя Пантелея Пянды, тогда это был первый поход казаков по сибирским землям, - рассказывает Анатолий Казакевич. – В экипажах ещё есть несколько мест, приглашаю присоединяться к нам, чтобы вместе открывать неизведанные маршруты. Также будем рады новым партнёрам проекта.

На протяжении всего пути участники экспедиции встречаются с краеведами, историками, хранителями традиций и ремёсел, а также с представителями администраций и туристических компаний. Кроме того, ведутся съёмки документального фильма - все 2,5 месяца путешествия с экипажами работает оператор. По итогам экспедиции будут сформированы предложения относительно развития туристических маршрутов, направленных на изучение истории, географии и культуры нашей страны.

Капитан этапа

На третьем этапе от Енисейска до Дудинки капитаном судна был Константин Судникович. Слегка уставший от длинного перехода и любопытства жителей столицы Таймыра, он стойко отвечал на все наши вопросы, которых было немало. Нас, прежде всего, интересовали их впечатления о путешествии и что это за чудо-лодка несёт их по водным артериям Сибири.

- Всё у нас получается легко, потому что нам встречаются замечательные люди. Мы поражены гостеприимством местных жителей. Нас везде радушно встречают и помогают всем, чем могут. Информация об экспедиции быстро распространяется благодаря самой надёжной социальной сети – «сарафанному радио». Для нас просто неоценима помощь местных в их знаниях фарватера.

На третьем этапе экипаж состоял из четырёх человек: капитан, оператор и помощники. Желающих присоединиться к нашей команде мы набираем за деньги. Все эти средства уходят на продукты, бензин, текущие расходы. Так что по факту это не клиенты, а часть команды.

Так уж повелось, что у нас что-нибудь да ломается. День начинается с завтрака, сбора лагеря и зачастую с ремонтных работ. Средние переходы занимают от 8 до 11 часов. В ваших широтах можно идти и дольше за счёт того, что сейчас стоят белые ночи и команды взаимозаменяемы.

- Что касается погоды, на третьем этапе было только два солнечных дня. Догнали какую-то тучу, смотрим вперёд — дождя нет, позади — тоже ни капли. А эта туча над нами все дни держалась и иногда устраивала нам душ, - поделился Константин Судникович.

Братан-искатель

А теперь предлагаю познакомиться с их «братаном», они его называют «Искатель-3». Это всё интересные названия судна, на котором экспедиция рассекает волны. А теперь по порядку. «Братан 750 КХ» - надувное моторное судно из ПВХ российского производителя из северной столицы. Организаторы назвали его «Искателем», исходя из целей экспедиций. Что до номера 3 - это третье судно за годы походов по Сибири.

- Высота борта нашей надувной лодки - 60 см. Она держит волну до 1,5 метра. На ней можно ходить по океану. В прошлом году судно прошло тестовый поход по Амуру. Все недостатки, которые там были выявлены, мы учли и за зиму довели лодку до ума. Например, укрепили каркас для тента. Правда, рулевая колонка постоянно отламывается, ищем выход из положения, совершенствуем конструкцию крепления. Производитель получает от нас замечания и дорабатывает серийные модели. Мелкие поломки, которые возникают в пути, оперативно устраняются.

Одна из основных причин, почему выбор пал именно на эту лодку, - её можно перевезти, не разбирая. Ещё стоит отметить возможность установки двигателя в 120 л. с., который позволяет развивать скорость до 43 км/час. Для нашей лодки это хороший показатель, при условии что только топлива на ней тонна, плюс запас еды на 6-7 дней и пассажиры. Запас автономного хода - 1200 км, – дал развёрнутую характеристику лодки капитан.

Команда, ух!

Судно без капитана, как капитан без команды. И важно, чтобы она была сплоченная. Но других в проекте «Великие реки Сибири» и быть не может. Капитан нам рассказал, что всё они делают сообща, и если, например, один устал управлять судном, второй готов его заменить.

Поговорили мы и с другими участниками экспедиции. Все, кроме оператора Родиона Такчинакова, оказались очень разговорчивые. Оно и понятно, человеку, перед которым стоит задача запечатлеть для истории каждую минуту путешествия, не до разговоров. Но мы верим, что в августе на большой пресс-конференции в Норильске, он наконец разговорится. После посещения Ламы и Карского моря впечатлений наверняка будет целый океан.

А финансовый директор изыскательской компании Иркутска Дмитрий Петкевич охотно рассказал нам о том, как он попал в экспедицию:

- Давно наблюдаю за проектом «Байкал-Аляска». Благодаря ему загорелся идеей посмотреть страну, как люди живут, природу увидеть. И вот присоединился впервые к экспедиции и нисколько не пожалел.

У меня есть некоторый походный опыт – путешествовали в районе Иркутска. По России – это стандартные курортные места, вроде Сочи. В основном же отдыхал за пределами страны. Нам ведь долгие годы навязывали мысль, что за границей красивее и лучше. А теперь я убедился, что туристический потенциал России просто ещё не раскрыт. На карте видно, что страна у нас большая, но лучше прочувствовать её масштабы и разнообразие в реальном путешествии.

Впечатления самые яркие, особенно от нашего главного ресурса, и это не полезные ископаемые, как многие подумают. Главный ресурс страны - это люди. Они настоящие герои. И очень отзывчивые. Здесь, вдали от цивилизации, совсем другая жизнь. Сейчас идёт большой отток населения из посёлков и деревень в крупные города за лучшей жизнью. А оставшиеся пытаются развивать место обитания. И им нужна помощь и поддержка государства и крупного бизнеса.

О значимости таких экспедиций нам рассказал другой участник экспедиции - Даниил Голубев:

- Первоочередная задача таких проектов – это, конечно же, популяризация туризма, приобщение молодёжи к путешествиям и истории родного края. Так прививается любовь к стране. Я прошел три этапа экспедиции и ещё раз убедился, что сибирский край велик и могуч. Но о нём мало кто знает. Мы об этом будем много рассказывать и писать. Также по итогам нашего похода смонтируем фильм. Надеемся, это найдет отклик у молодёжи. И люди поймут, что не стоит уезжать из родных мест. Именно здесь настоящая жизнь».

Продолжение следует

После встречи в Дудинке команда отправилась в Норильск. Там встретились с новым экипажем, который прилетел им на смену. Дальше на север, на плато Путорана, капитаном пошёл организатор и руководитель экспедиции Анатолий Казакевич. Во время перевозки судна на реку Норильскую и решения вопросов снабжения мы смогли несколько минут пообщаться с ним.

- Когда четыре года назад начинали экспедиции, мы это рассматривали как вызов самим себе. Изучая с друзьями историю первопроходцев, которые осваивали Сибирь, задались вопросом: сможем ли мы сейчас пройти их путями? Смогли, добрались даже до Аляски. Восток страны изучили, и затем наш взор упал на Север. И вот мы здесь. Наша цель - популяризация экспедиций и просто путешествий по Сибири. Когда говорю мы, подразумеваю команду единомышленников — предпринимателей Иркутска. Нас примерно сто человек. Также призываю заинтересованных людей с вашей территории стать нашими партнёрами. Пришло время объединяться, дружить и заниматься созидательными делами, - отметил Анатолий.

А мы в свою очередь ждем их возвращения с озера Ламы, чтобы они поделились своими впечатлениями. Так что продолжение следует.

28 июля в 14:22
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.