Знать, чтобы любить
Знать, чтобы любить
Уважение и любовь к городу растут не из высоких зарплат, а из знания истории о месте проживания. А знания эти лучше получать со школьной скамьи. Погрузить подрастающее поколение в героическую историю Норильска призван проект «Читаем Таймыр».
«Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, чтобы пережить его вновь».
Джордж Сантаяна
Для кого
Полученные Клубом исследователей Таймыра (КИТ) за десятилетия работы знания о локальной истории уникальны и содержат много фактов неизвестных широкой общественности. Работа ведётся бок о бок с разными специалистами — археологами, историками, геологами, архивистами, географами, биологами и многими другими, а также с участниками некоторых исторических событий. Исследовательская деятельность не раз приводила к сенсационным открытиям. Часть этих находок стали значимыми научными публикациями и даже повлияли на статус территории. В частности, в 2017 году станок Часовня (Норильский) как предтеча Норильска был занесён в Реестр культурного наследия России в качестве памятника археологии XIX века.
– Однако, мы уверены, что нашего особого отношения требует подрастающее поколение — школьники, студенты и молодёжь. Они для нас — целевая аудитория, так как будущее полуострова Таймыр и нашего города в большой мере зависит от их отношения к родной земле. Мы хотим, чтобы молодые люди хорошо знали малую родину и при выборе жизненного пути стремились, получив образование, остаться (вернуться) на территории и приложить свои знания и способности для её развития и процветания. Суть проекта — знакомство молодых норильчан и дудинцев с локальной историей через встречи, лекции, выставки, походы и другие формы общения и овладения знаниями. Необходимо зажечь в школьниках и студентах Норильска и Дудинки интерес к родному краю, взрастить в них гордость за свою малую родину с помощью неформального изучения локальной истории, вовлечения в исследовательский процесс, — рассказывает руководитель проекта Лариса Стрючкова.
Социальный аспект
История полуострова Таймыр и Норильского промышленного района по большей части до сих пор остаётся «белым пятном». Такое положение дел продиктовано труднодоступностью территории, её суровым климатом, а также политическими причинами. Две основные мифологии территории сформировались в советский период: всё, что происходило на Таймыре до Октябрьской революции, трактовалось положительно, а события 1990-х годов — отрицательно.
Руководители КИТа отмечают весьма тревожные тенденции. Незаметно выросло целое поколение молодых людей, которые пренебрежительно относятся к территории, называют уникальный Норильск «Норой», совершенно не представляя, какими усилиями
многих поколений обеспечена сегодняшняя их комфортная жизнь здесь, в Заполярье. Более того, молодые люди зачастую не связывают свою дальнейшую жизнь с малой родиной и в массе своей уезжают (или планируют) в «более благоприятные», как им внушалось все эти годы, места для проживания.
– Перед началом лекций представляла такую картину: я спрашиваю ребят, например, когда начал строиться комбинат, а они дружно отвечают, что в 1935 году. Я им весело — а вот и нет, в 1930–м. А оказалось, они не знают даже приблизительно, называют разные даты. Даже не знают, что статус города Норильску присвоили в 1953 году. Это какое–то системное упущение, где-то произошёл сбой, и новое поколение не знает и не любит свой город. Это ужасно», — переживает Лариса Стрючкова.
И их можно понять: начиная с перестройки ничего хорошего о регионе они не слышали. Забыты все открытия, подвиги и работы первопроходцев и первостроителей. Утеряно осознание собственной идентичности и гордости за свою территорию, аналогов которой нет в мире. А ведь значение Норильского промышленного района и Таймыра в целом для государства, а также для всей мировой Арктики невозможно переоценить. Крайне важно вернуть уважение молодого поколения к территории, а этого можно добиться, только создав систему комфортной и увлекательной подачи знаний о локальной истории. Тем более что поводов гордиться историей полуострова Сокровищ (как Таймыр называли в советское время) более чем достаточно. При этом многие факты нуждаются в переосмыслении.
– Мы уже начали эту работу и пока имеем единичные, но весьма значительные положительные результаты. Молодёжь нашего клуба уважает и знает историю своей земли. Многие приняли решение посвятить свою жизнь Норильску. Мы хотим расширить аудиторию и добиться максимального результата, — добавляет руководитель проекта.
Шаги познания
Проект состоит из нескольких этапов. Первый, который проводился в зимний период, — лекции по истории Норильска и Таймыра, этнографии полуострова и животном мире Крайнего Севера. Обзорные лекции читали члены КИТа, среди которых — историки, краеведы Лариса и Станислав Стрючковы, Лариса Фоменко (она ещё и переводчик с колоссальной практикой). О животном мире Таймыра рассказывали доктор биологических наук Леонид Колпащиков и натуралист, фотохудожник-анималист Ольга Александрова.
Проведено было 14 занятий, это больше, чем планировали. Охват аудитории впечатляет — 419 школьников и студентов. В проекте участвуют старшеклассники школ № 41 (Оганер) и 20 (Талнах), студенты Заполярного государственного университета и Таймырского колледжа. Волею случая в проект попала и Хатанга — Лариса Стрючкова, находясь в командировке, провела лекцию для учеников и всех желающих в местной библиотеке.
Полевой этап 4 июня начался с сюрприза погоды — поездка студентов ЗГУ в Дудинку сопровождалась настоящей пургой. Но участники проекта решили, что погода специально создала соответствующие условия, чтобы путешественники во времени и пространстве почувствовали на себе, каково было осваивать самый северный полуостров в мире. Первая экскурсия проекта была посвящена именно древней истории Таймыра, коренным этносам полуострова, а также образу жизни старожильческого русского населения, ставшего первым осёдлым населением территории. В экскурсию было включено и посещение Таймырского краеведческого музея, который по праву считается одним из лучших музеев Красноярского края.
Расширяем круг
В рамках проекта для трудовых отряды школьников организовали экскурсию по памятным местам Норильска. Ребята познакомились с историей основания и становления города.
– Чтобы охватить как можно большую аудиторию, мы обратились в управление образования с просьбой привлечь трудовые отряды старшеклассников. Мы всеми силами стараемся через знания привить любовь норильчан к родному краю, — рассказывает Лариса Стрючкова.
Около 120 участников трудовых отрядов школьников (ТОШ) прошлись от площади Завенягина по самой длинной улице города — Октябрьской. Они не только любовались архитектурой сталинских построек Аварийного посёлка, но и познавали их значение. Школьникам рассказали о первооткрывателях норильских руд, когда прибыли первые строители на территорию, как здесь жили и трудились люди во время Великой Отечественной войны и о многом другом. Эта информация стала настоящим открытием для многих экскурсантов.
– В рамках 52-го трудового сезона школьники участвуют в спортивных, экологических и просветительских мероприятиях. На этой пешей экскурсии краеведы рассказали о становлении нашего города и его развитии. Эта информация поможет ребятам взглянуть на Норильск с другой стороны, — отмечает Надежда Овчинникова, специалист управления общего и дошкольного образования.
Впереди продолжение «полевого» сезона. Одно дело — послушать лекцию, а другое, пройти историю ногами и увидеть всё своими глазами. Очень важная составляющая — это работа с архивными документами. Она поспособствует более глубокому анализу и будет особенно полезна тем, кого зацепит регионоведение. Наиболее успешные участники проекта займутся исследовательской работой.
– Мы хотим в результате получить отклик от ребятишек. Будем с каждым заинтересованным готовить исследовательскую работу и наряду с взрослыми, даже докторами наук, опубликуем сборник научных работ «Читаем Таймыр». Создадим преемственность поколений. И покажем молодёжи, что этой темой интересуются взрослые серьёзные люди», — делится Лариса Стрючкова.
***
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.