МАУ ИЦ «Норильские новости»

Кручу, как хочу...

Кручу, как хочу...

Кручу, как хочу...

В нашей семье есть традиция: каждое лето мы с мужем и ребёнком пересаживаемся на велосипеды. И таких людей в Норильске становится всё больше. «Заполярка» решила выяснить, кому какой двухколёсный «компаньон» больше подойдёт и о чём не стоит забывать на дороге. Разобраться во вкусах и предпочтениях нам помог директор скейт–парка «Шторм» Афлатун Мехралиев.

BMX. Экстрим – его второе имяГорный велосипед — демократия в чистом виде, дёшево и сердито«Толстяк», как внедорожник, может проехать везде, но не на больших скоростяхГородской велосипед отлично подходит для женщин и детейДля MTB Норильск и его окрестности просто идеальны

Видели когда–нибудь на Театральной площади Норильска пацанов, которые прыгают и прокручивают под собой невысокие велосипеды? Это бээмиксеры.

BMX  (англ. Bicycle Moto Xtream) — разновидность велосипеда, придуманная взрослыми любителями мотокросса для тренировок. Позже появился BMX–спорт, три его дисциплины даже стали олимпийскими: BMX freestyle, BMX dirt и BMX racing. Главная отличительная черта этого велосипеда — крайности. Например, сиденье опущено максимально низко, так как люди, занимающиеся ВМХ, в принципе его не используют. При этом руль установлен нестандартно — каждый сам выбирает, как его отрегулировать:  вперёд или назад в зависимости от того, какой хват кому удобен. Рама — обязательно облегчённая, но при этом звёздочки, каретки, втулки, спицы, ободы максимально усилены, чтобы эти трюковые велосипеды могли выдерживать повышенную нагрузку.

– Тормоза на них снимают — так спортсмены облегчают велосипед, даже срезают крепления троса для тормозов, чтобы облегчить вес, — поясняет Афлатун Мехралиев. — Несколько граммов вроде никакой роли не играют, но если ты выполняешь банни–хоп, прокручиваешь велосипед под собой или взлетаешь на нём на фигурных горках, то эти граммы дают о себе знать. У этих велосипедов также многое решает резина. Бээмиксеры тормозят ногой, занося её под сиденье. У этих ребят носок подошвы всегда стёрт, так их можно легко узнать. Но в Норильске на ВМХ катаются единицы, я знаю троих, кто регулярно этим занимается. Это молодые пацаны, неформалы, их главное место тусовки — скейт–парк у Молодёжного центра, ну ещё Театральная площадь. Про ВМХ много кто слышал, но мало кто им увлекается, потому что сложно. Например, в Красноярске в самом большом центре экстремального спорта в Сибири «Спортэкс» проходят полноценные занятия с тренерами по двум техникам: трюковое катание и показательные выступления. А у нас пока это не развито.

Минимальная цена такого велосипеда в интернет–магазинах — от 14 тысяч рублей. Но здесь нужно понимать, что в таком случае вы по сути покупаете только остов. Увлечённые бээмиксеры непременно «прокачивают» свой байк: отдельно докупают облегчённую раму, качественные каретку, шатуны, втулки, самостоятельно устанавливают спицы, тем самым усиливая колеса. В такой сборке стоимость ВМХ увеличивается до 100–150 тысяч рублей. Некоторые добавляют пэги — специальные трубки, которые крепят на втулки колёс с одной или двух сторон для выполнения трюков и скольжения по трубам и прочим поверхностям.

Горными тропами

MTB (сокращение от mountain bike — горный велосипед) — велосипед, предназначенный для катания вне дорог, по горам и лесам на большой скорости. В 1990 году горные велосипеды были признаны Международным союзом велосипедистов (UCI), и сегодня этот вид спорта насчитывает 10 дисциплин с подвидами.

У этого велосипеда всё серьёзно — упрочнённая трапециевидная рама, её задняя часть более подвижная, так как там тоже находится амортизатор, а не только спереди, как обычно. Акцент делается на качественную подвеску и дисковые гидравлические тормоза. Руль невысокий, чем ровнее — тем лучше, велосипедная вилка усилена, туда закачивается масло, поэтому для такого байка обязательно техобслуживание.

– Для владельцев МТВ также обязательна защита: шлем, очки, щитки для рук и ног, наколенники и налокотники, — подчёркивает директор скейт–парка «Шторм». — Некоторые надевают «черепаху» — это полноценная мотоциклетная защита для тела. На этом велосипеде можно кататься и зимой, и летом, главное — приобрести шипованную резину. У нас пацаны шипуют сами, просто берут шину и вкручивают туда саморезы. Я видел, как один норильчанин прямо взлетел на высокую крутую подъездную лестницу. На таком велосипеде ты даже не почувствуешь ступеньки, у него сыграет подвеска, и он мягко заедет. Поэтому хороший МТВ стоит от 350 тысяч рублей. Мне как–то приносили на ремонт байк, который стоил 700 тысяч.

В Норильске увлечённых таким экстремальным видом передвижения не больше десятка человек, хотя наш город и его окрестности просто идеальное место для эмтэбэшников. Обычно этим занимаются уже взрослые, зрелые люди, которые осознают все особенности таких «покатушек» и у которых просто есть деньги.

Толстякам здесь место!

На улицах Норильска можно заметить людей, восседающих на больших велосипедах с очень широкими колесами. Такое транспортное средство называют «толстячок».

Фэтбайк (в английском языке fatbike — толстый велосипед) — разновидность горного велосипеда на широких покрышках (колёсах). Обладает повышенной проходимостью по различным рыхлым поверхностям, которые не одолеют другие виды велосипедов: снег, песок, высокая трава, грунтовая дорога, лёд и т. п. При езде давление в камерах фэтбайка находится в пределах от 0,2 до 2 атмосфер. Ширина покрышек — от 3,5 до 5 дюймов, а ширина ободов — от 65 до 100 мм. Вес такого «коня» зависит от материала, из которого он сделан, — это может быть сталь или алюминий — и чаще всего колеблется в пределах 14–17 килограммов.

– Фэтбайки появились не так давно, — рассказывает Афлатун Мехралиев. — На них здорово кататься зимой, на озере Байкал даже устраивают гонки на льду. При этом у «толстяков» обязательно спускается давление в колёсах, и шины становятся шире, что повышает проходимость этих велосипедов. К тому же у них нет амортизаторов, поэтому при сильно накачанных колёсах, вы будете чувствовать каждую кочку. Фэтбайку нипочём любая распутица, но не на скоростях, а при спокойной езде. И помните: ехать на нём тяжело, тягать на верхние этажи без лифта — тоже, нужно быть физически крепким человеком.

И ценник у этого велосипеда тоже весомый. Если вы нашли в интернете фэтбайк за 30 тысяч рублей, то, значит, он либо подержанный, либо детский. Сейчас средняя стоимость хорошего «толстяка» варьируется в районе 100 тысяч рублей.

Демократичный вариант

Горный велосипед — такую характеристику этому байку дают сами производители и продавцы, хотя с МТВ (mountain bike) этот вид не идёт ни в какое сравнение. Но у обычного, как называют его профессионалы, велосипеда огромное количество достоинств.

Это самый распространённый вид. Он продаётся в любом спортивном магазине, недорогой, запчасти к нему легкодоступны (даже в Норильске), да и починить его самостоятельно не проблема. Горный велосипед оснащён тормозами, переключателем скоростей, передним амортизатором, легко управляем, у него большая линейка размеров, можно спокойно улучшить характеристики разными «довесами», закрепить детское сиденье. Это идеальный вариант для начинающих велосипедистов.

Дамское счастье

Городской или, как его ещё называют, дамский велосипед. Его главная отличительная черта — низко опущенная рама, чтобы леди в кружевном платье могла спокойно перенести через неё ногу, усаживаясь на сидушку. Он лёгкий и недорогой. У него самые простые колёса, багажник, нет переключения скоростей и тормозов, останавливаются такие велосипеды движением педалей назад. Зато есть главная особенность — звоночек. Ещё на него можно навесить корзинку. В общем, идеальное средство передвижения для детей, бабушек и дедушек.

Давайте уважать друг друга

А теперь, если позволите, несколько слов от себя и братьев–велосипедистов. Нас в последнее время становится всё больше, и вы не можете нас не замечать. Норильск абсолютно не приспособлен для езды на велосипеде, впрочем, как и 99% российских городов. Но нам очень нравится кататься. Поэтому, дорогие пешеходы, умоляем вас, когда мы едем, не бросайтесь к нам под колёса! Мы вас видим и всё контролируем. Если вы замешкались и не знаете, что делать, просто стойте на месте, мы вас объедем. Честно.

Уважаемые автомобилисты, мы тоже участники дорожного движения. Поскольку в Норильске нет велодорожек, мы иногда ездим по проезжей части. Мы знаем Правила дорожного движения, помним про нашу крайнюю правую полосу, про то, что на нерегулируемом пешеходном переходе должны слезть с «коня» и перевезти его через дорогу. Не надо нам сигналить, пугая всех, не надо нас давить.

А теперь обращаюсь к велосипедистам. Учите ПДД, сбрасывайте скорость при подъезде к аркам, будьте всегда внимательны и уважайте всех участников дорожного движения. И ещё, если не уверены, какой велосипед вам подойдёт, идите сначала в прокат, а вдруг вам всё это не понравится. А те, кто уже в наших рядах, проверьте байк, усаживайтесь поудобнее — и погнали! Это же так весело. Попутного нам ветра!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.