Хроники электроптицы
Хроники электроптицы
Эпоха великой вольницы «дроноводов» подошла к концу ещё в 2019 году, когда был принят целый ряд довольно жёстких законов о правилах регистрации и управления беспилотниками. Но в этом году вышла серия послаблений, позволяющих без проблем обзавестись высокотехнологичным чудом.
Как всё начиналось
Немного истории. На заре появления в России беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые ранее мы видели только в фантастических фильмах, они весьма удивляли обывателя и заставляли нервничать людей, привыкших скрывать дорогие поместья от излишне любопытных глаз за глухими трёхметровыми заборами. После серии материалов в официальных СМИ и в соцсетях о том, что же эти люди прячут за оградой, закон о контроле за дронами был принят незамедлительно. И в тот момент власти явно перестарались. Только для того чтобы получить бортовой номер, надо было немало попотеть и собрать кучу документов. Да и сами полёты, на каждый из которых необходимо было получить разрешение, превратились в бесконечную бумажную волокиту. В тот момент казалось, что беспилотникам на территории России вынесен смертный приговор, и рулить летающими камерами смогут разве что сотрудники спецслужб. Но производители быстро сориентировались и уменьшили вес устройств с обязательных к регистрации 600 до 300 граммов. Власти отреагировали — внесли поправки. В ответ на это дроны снова полегчали. В общем, неизвестно, сколько бы ещё продолжалось это противостояние, если бы власти не пошли на уступки, существенно упростив множество процедур, связанных с приобретением и использованием БПЛА.
Ситуация сегодня
Одно из главных нововведений, возвращающих дронам былую популярность, — довольно простая регистрация. На данный момент все беспилотники весом более 250 граммов подлежат регистрации. Но теперь эта процедура не требует особых усилий. Оформление заявки занимает около 15–20 минут. Заходим на «Госуслуги» и находим раздел «Регистрация БВС». Беспилотные воздушные суда — именно под таким названием в России регистрируются дроны. Далее фотографируем покупку, прикрепляем снимок и вводим его серийный номер. Если таковой отсутствует, что часто бывает с техникой, купленной на AliExpress, то указываем производителя. Всё. Отправляем заявку и ждём идентификационный номер, который приходит через десять дней. Его необходимо будет нанести на борт дрона. Главное в этом процессе — не замазать случайно краской датчики уклонения от препятствий, которые в некоторых машинах расположены на бортах. Вуаля, вы обладатель официально зарегистрированного дрона и можете запускать его в небо.
А мне летать охота
А как же разрешение на полёты? — спросите вы. Раньше процедура получения допуска была столь замороченной, что напрочь отбивала охоту поднимать устройство в небо. Даже если вы управляли самым простеньким и дешёвым дроном без камеры, для проведения полётов над населёнными пунктами необходимо было получить разрешение от органов местного самоуправления, после чего за сутки до предполагаемого запуска подать представление на установление режима полёта в зональный центр по организации воздушного движения, а за два часа — связаться с диспетчером и сообщить ему о взлёте. Это приводило к тому, что самые упёртые «дроноводы» буквально заваливали бумагами службы, отвечающие за контроль полётов, мешая им выполнять свои основные обязанности.
В итоге в апреле этого года были приняты поправки в закон об управлении БВС, согласно которым при пилотировании дрона весом менее 30 кг такое разрешение получать не нужно при условии, что полёт будет осуществляться на высоте не более 150 метров в дневное время и в зоне прямой видимости аппарата. Для понимания: высота норильской пятиэтажки — 15 метров. Следовательно, вы можете поднять свой БПЛА на высоту десяти таких домов, не нарушая закон. Теперь любой желающий может приобрести беспилотник и спокойно обкатывать навыки его управления, не опасаясь штрафа или конфискации агрегата. Тем не менее имеется ряд территорий, полёт над которыми запрещён или требует специального разрешения.
Бесполётная зона
В так называемые бесполётные зоны до сих пор входит внушительный перечень объектов — от аэропортов до военных баз. Кроме того, закон позволяет муниципалитетам самим выбирать, какие именно зоны находятся под запретом или требуют официального запроса. Так, в Москве запрещено поднимать летательный аппарат в воздух в пределах всего МКАД без специального разрешения, получить которое практически невозможно. Кроме того, не стоит забывать о запрете полётов над местами массового скопления людей. Ранее эту формулировку каждый муниципалитет трактовал как хотел. Бывало, что к ней относили населённые пункты: города, посёлки и даже дачные участки — тоже ведь скопление людей. В Ростове под запрет попали даже кладбища — ну никто же не говорил, что в законе речь идёт о скоплении исключительно живых людей. На данный момент формулировка обрела чёткость. Запрет распространяется на воздушное пространство над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране».
Если говорить о полётах в районе НПР, здесь есть ещё одна особенность. Проскочить на бреющем полёте, например, над трубами Медного завода без официального благословения «Норникеля» нельзя. Любые полёты и съёмка с БПЛА над частными территориями запрещены без официального разрешения владельца участка. В общем, если вы пролетите над чьей–то дачей в районе норильской «Рублёвки» и снимете огород за забором, то владелец земли может предъявить вам претензию.
Что касается дальних полётов на четыре–пять километров или отправки коптера в стратосферу, то здесь всё ещё необходимо разрешение. С другой стороны, как именно доказать, что дрон действительно улетел так далеко от своего владельца и набрал запредельную высоту? Разве что владелец сам признается.
На заметку
Штрафы
За использование пиратского дрона или нарушение полётного режима положен штраф в размере от 2,5 до 3 тысяч для физлица и около 300 тысяч — для предприятия. Есть также территории, где полёт беспилотников запрещён полностью, — аэропорты и особо охраняемые объекты. Как правило, дроны, которые ориентируются по GPS, такие зоны видят сами и просто отказываются туда лететь. Но бывает всякое — некоторые умельцы специально сносят встроенные ограничения. Вот за такую воздушную прогулку можно не только выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей, но и стать фигурантом уголовного дела по статье «Шпионаж». Кроме того, новый закон предусматривает ответственность в тех случаях, когда полёт БВС привёл к получению человеком травм разной степени тяжести или к смерти. Такие случаи бывали, когда низколетящий дрон врезался в лицо прохожему или в лобовое стекло едущего автомобиля.
Продажа и утеря
Купив и зарегистрировав БПЛА, вы вдруг поняли, что это не ваше? Чтобы продать зарегистрированной дрон, необходимо будет провести его перерегистрацию на том же сайте «Госуслуги». Эта процедура сложнее, чем постановка летательного аппарата на учёт, так как понадобится участие двух сторон. В том же разделе «Регистрация БВС» есть специальная вкладка по перерегистрации устройства на другого владельца. По тому же принципу дрон снимается с учёта в связи с поломкой или кражей. Кстати, если у вас был похищен достаточно дорогой беспилотник с серийным номером, то система поможет выйти на след преступника. Пометка в базе о том, что устройство было похищено, приведёт к тому, что как только его вновь попытаются поставить на учёт, поступит сообщение в полицию.
Просто игрушка
Если вам по каким–то причинам не хочется официально регистрировать беспилотник, но есть желание полетать в своё удовольствие, то самый простой вариант — купить дрон легче 250 граммов. Уже сейчас на рынке немало моделей в весовой категории «Лайт», но при этом с весьма неплохим функционалом, позволяющим не только пилотировать машину, но и делать неплохие фото и даже снимать качественное видео. При этом такие машины отличаются небольшой ценой. Главная проблема этих устройств именно в весе — чем легче дрон, тем более он подвержен ветровым нагрузкам. Кроме того, «малыши» имеют и весьма ограниченную ёмкость аккумулятора, ведь небольшой вес обусловлен именно компактными размерами батареи. Время полёта у лёгкой машины составляет от семи до 15 минут. Также бюджетные варианты имеют более ограниченный функционал, нежели профессиональные модели. Ещё на удалении устройства от пилота на 50 метров отрубается канал связи, и управлять беспилотником приходится глядя с земли. В остальном же такие модели вполне годные. Разработаны даже специальные селфи–дроны размером чуть больше телефона, которые управляются жестами. При этом цена таких устройств варьируется от трёх до десяти тысяч рублей в зависимости от дополнительной комплектации и качества камеры. Они в разы дешевле, чем профессиональные БПЛА, ценник которых стартует с 40 и уходит за 100 тысяч рублей.
А как за кордоном?
Россия не единственная в мире страна, где «дроноводам» приходится согласовывать полёты с властями. Самые жёсткие законы — в «стране свободы и истинной демократии» — Америке. Там регистрировать необходимо любой летательный аппарат, даже вертолётик на радиоуправлении. При этом такая полётная лицензия даётся на три года и стоит пять долларов. В Новой Зеландии регистрируются только коптеры массой более 25 кг. В Великобритании без специального разрешения нельзя поднимать дрон над местами скопления людей. В Австралии устройства тяжелее двух килограммов должны быть зарегистрированы в управлении безопасности гражданской авиации. В Таиланде все беспилотники, оснащённые камерами, до полёта должны быть зарегистрированы в управлении гражданской авиации.