Не люблю однообразную работу
Не люблю однообразную работу
Олег Ходжаев, 34 года. Мастер гидротехнического цеха Усть–Хантайской ГЭС. Окончил Ульяновский строительный колледж, сейчас получает высшее образование в Тольяттинском государственном университете. Приехал в Норильск из города Сызрань Самарской области, где трудился на заводе «Тяжмаш», который имеет столетний опыт проектирования и изготовления гидроагрегатов более чем в 15 странах мира. Именно большая модернизация «Хантайки» привела энергетика на Север.
– Когда вы впервые услышали о Норильске?
– Впервые о городе услышал в 2015 году, когда мне предложили отправиться в командировку в Норильск. Тогда я работал на заводе «Тяжмаш», который проектировал и изготавливал новые гидротурбины для беспрецедентной модернизации самой северной ГЭС страны. В числе этой команды я впервые и прилетел в Снежногорск. Меня так впечатлили наша работа и территория, для которой всё это делается, что после первой поездки я каждое лето приезжал сюда в командировку.
– Почему вы решили уехать из Сызрани?
– В первую очередь мне понравилась ваша природа. Я прилетел осенью, и меня просто захватили яркие цвета. А ещё впечатлили люди Снежногорска — здесь ведь население небольшое, поэтому все живут сплочённо, знакомы между собой, вежливы друг с другом. Для этого посёлка абсолютно нормально, когда приезжает новый человек, который ещё никого не знает, а с ним уже все здороваются, помогают. Отличные условия для того, чтобы растить детей.
– Как отреагировали друзья и знакомые на ваше решение податься на Север?
– Семья, друзья и знакомые отреагировали совершенно спокойно. В то время я часто находился в разъездах и командировках, так что никто этому даже не удивился. А вот жену пришлось уговаривать, причём долго. Мне предложили перебраться в Норильск ещё в 2016 году, а переехали в Снежногорск мы лишь в 2019–м. Но сегодня моя любимая женщина счастлива и нисколько не жалеет о принятом решении. Мне кажется, если я когда–нибудь соберусь уезжать отсюда, то уже она будет уговаривать остаться.
– Ваши первые впечатления?
– О, это я помню хорошо. Сначала мы прилетели в Норильск, и нас сразу повезли в гидропорт «Валёк», так что город я толком не успел рассмотреть. Оттуда нас отправили в Снежногорск, а я до этого вообще никогда не летал на вертолёте, поэтому было и страшно, и интересно одновременно. Нас от предприятия «Тяжмаш» было двенадцать взрослых мужчин, но мы с таким любопытством, интересом и восторгом всё рассматривали с высоты. Сначала увидели красивую и яркую осеннюю тундру, потом огромное Усть–Хантайское водохранилище, а уже после — нашу красавицу–ГЭС, «Хантайку». В общем, эта дюжина взрослых людей была больше похожа на диковатых детей (смеётся).
– Быт удалось наладить?
– Удалось, причём практически сразу. Когда мы окончательно решили сюда перебраться, мне выдали четырёхкомнатную квартиру. Сначала я прилетел один и буквально за три месяца всё «откапиталил». А потом приехали жена и дети. У меня тринадцатилетняя дочь и восьмилетний сын. Ребятишкам здесь тоже хорошо — они школьники, а в снежногорской школе классы небольшие, по десять–двенадцать человек, так что ни один ученик не остаётся без внимания. Жена, как и я, работает на Усть–Хантайской гидроэлектростанции.
– Как вам работа?
– Мне очень нравится! Сейчас у меня каждый день происходит что–то новое, я постоянно нахожусь в движении и в процессе обучения, осваиваю всё новые и новые навыки. Это здорово, потому что я не люблю однообразную работу. Сегодня моя ответственность — это текущие ремонты зданий и сооружений верхних наземных участков: база гидроцеха, здание отдела материально–технического снабжения, склады и так далее. А ещё я горжусь, что принимал участие в большой модернизации Усть–Хантайской ГЭС. Ведь уникальность этого проекта не только в полной замене гидротурбин, но и в том, что в короткие сроки в Снежногорске была возведена новая компрессорная станция, построены четыре склада и общежитие на 50 человек. Я как раз трудился на строительстве компрессорной станции. Сейчас каждое утро иду на работу, прохожу мимо объекта, к возведению которого причастен, и просто гордость берёт, приятно смотреть на итог своего труда.
– Вы можете назвать себя норильчанином?
– В Норильске, к сожалению, я бываю только проездом, но снежногорцем точно могу себя назвать. Впрочем, Снежногорск ведь является районом Норильска.
Сейчас, когда лечу на родину, я уже не домой лечу, а в отпуск. Дом теперь здесь.
– А от чего пришлось отказаться, переехав?
– На самом деле, не много потеряли. Наверное, только походов в кино и кафе не хватает. Кинотеатр в Снежногорске есть, но прокат нечастый и выбор фильмов небольшой. А в остальном у меня здесь всё есть.
– Любимые места в городе появились?
– Мне очень нравится берег реки Хантайки. Когда я впервые приехал в Снежногорск, здесь работал начальником гидротехнического цеха Сергей Иванович Горовой, он меня водил в тундру, показывал красивые места. Мне сразу эти походы понравились. Летом постоянно хожу на рыбалку, люблю эту реку и Усть–Хантайское водохранилище. Удочку обычно забрасываю с берега. А в этом году, буквально перед ледоставом, обзавёлся своей моторной лодкой, толком её ещё не опробовал, жду следующего сезона. С семьёй ходим за грибами и ягодами. Я даже натыкался на медведя, в Снежногорске их много. Но, слава богу, наблюдал за косолапым издалека.
– А что бы вы хотели и можете сделать для Норильска?
– Мне бы хотелось, чтобы в Снежногорске был быстрый интернет. Он у нас есть, постоянный и стабильный, только скорость оставляет желать лучшего. Но тогда мне придётся переквалифицироваться в связиста (смеётся). Сам я успел поучаствовать в строительстве нашей церквушки — помогал с возведением фундамента. А в целом, у нас — гидроэнергетиков — главная миссия одна. Мы даём тепло и свет Большому Норильску, Таймыру и Игарскому району. Не только промышленным объектам «Норникеля», но и всем социальным учреждениям, а также жилым домам, то есть людям. Что может быть важнее? В ближайшие годы схожая большая модернизация ожидает и нашу соседку — Курейскую гидроэлектростанцию. Тут я задумался: хочу ли принять участие и в этом проекте? И понял, что уже наездился по рабочим командировкам. Сейчас мне очень хочется какой–то осёдлости что ли... А Снежногорск — идеальное место для этого.
Модернизация Усть–Хантайской ГЭС не имеет аналогов в мире. Активная фаза реконструкции длилась семь лет — с 2014 по 2021 год. Поворотно–лопастной механизм турбины заменили на радиально–осевой, при этом закладные части агрегата остались прежними. Реконструкция позволила повысить мощность станции с 441 до 511 МВт.