Счастливый билет в Норильск. Вера Пятницкая - о том, как сложилась жизнь на севере
Счастливый билет в Норильск. Вера Пятницкая - о том, как сложилась жизнь на севере
Вера Пятницкая. Учитель русского языка и литературы лицея № 3. Родилась в Белоруссии, ребёнком переехала в Норильск вместе с родителями, высшее образование получила в Красноярске, возвращалась в Заполярье, снова уезжала и лишь в 2017 году сделала окончательный выбор в пользу северного города. Вернулась по приглашению директора лицея в рамках программы привлечения специалистов дефицитных профессий.
Мы продолжаем проект, посвящённый специалистам, которые прибыли на Север работать и полюбили Норильск, а город принял их.
– Когда вы впервые услышали о Норильске?
– В 1981 году, когда родители решили переехать сюда из Могилёва. Мне тогда было десять лет. В Норильске я провела всё детство. Окончила школу № 31 и в 17 лет уехала поступать на материк в Красноярский педагогический университет. В 1996 году отучилась и вернулась в Норильск, здесь и начинала свою педагогическую деятельность — в училище № 17. Но проработала в Заполярье недолго, всего год, у ребёнка были проблемы со здоровьем — климат и условия не подходили. С тех пор жила и работала в Канске, пока не получила приглашение приехать сюда вновь.
– Почему решили уехать из Канска?
– Во–первых, сын уже взрослый, ему 27 лет. Здоровый, сильный парень. Да и на материке, по моему мнению, я сделала всё, что хотела. Выработала свой ресурс, так скажем. А Светлана Владимировна Яковлева, директор лицея, сделала мне предложение, от которого было глупо отказываться. Хорошая зарплата, нормальная нагрузка, несопоставимая с материковской, возможность карьерного роста, отличное оснащение учебного заведения, о котором в сельских районах края можно только мечтать, ну и служебное жильё, конечно, — очень хорошая, уютная, просторная квартира.
К тому же здесь у меня осталось много друзей, знакомых, одноклассников, почти все близкие родственники: мама, сестра с зятем и племянницей, здесь работают две мои дочери. Так что для меня это был не переезд на Север, а возвращение на родину. Почти вся семья теперь в сборе, и я этим несказанно довольна.
– Как отреагировали друзья и знакомые на ваше решение податься на Север?
– Если говорить о семье, они откровенно ждали, когда я устану строить карьеру на материке и вернусь домой, и моему приезду были рады. Если вспоминать бывших одноклассников, с которыми мы вместе оканчивали тридцать первую школу, то многие из них до сих пор живут в Норильске, и моё появление стало для них настоящим событием. Со многими я постоянно поддерживаю контакт. Кстати, в этом году наш класс отмечал 30–летие выпуска. У меня дома собрались практически все, и мы весело и с размахом отметили круглую дату.
Ну а коллеги на материке в большинстве своём по–доброму завидуют тому, что у меня всё так хорошо сложилось. Сказали: «Большому кораблю — большое плавание» и пожелали доброго пути. Повторюсь, условия в сельских школах и в городских, особенно в Норильске, это небо и земля. Поэтому возможность получить здесь работу, да ещё и со служебным жильём, для многих преподавателей на юге края — это счастливый билет. Тот самый редкий шанс, который может изменить жизнь к лучшему.
А так скучают, конечно, по мне, да и я по ним. Общаемся в соцсетях, зовём друг друга в гости, в общем, дружим на расстоянии.
– Ваши первые впечатления от города после возвращения?
– Норильск моего детства и тот, который я увидела вновь — это, понятно, разные города. Дело даже не в домах или архитектуре, а в том, что сознание норильчан как–то сильно поменялось, особенно у молодёжи. Не знаю... наверное, людей с синдромом «временщика» стало больше. Многие ни капельки не берегут свой город, и чем моложе они, тем ярче это проявляется. Очень грустно смотреть на то, как порой они относятся к тому, что делается в Норильске для благоустройства. Акты вандализма, сломанные детские качели, в новый лифт заходишь, а он уже весь исписан. Раньше всё было совсем не так. С детства помню ощущение некой гордости от того, что ты именно норильчанин и что живёшь на Севере. Это чувство накладывало отпечаток и на поведение людей. Везде — в аэропорту, в дороге, в чужом городе – ты знал: если встретишь земляка, он тебя в беде не бросит. И в самом Норильске уважительней ко всему подходили, связывали и свою жизнь, и жизнь своих детей с Заполярьем.
Впрочем, в настоящем есть и много положительных моментов. Например, у нас потрясающий музей и картинная галерея, которые плотно работают со школами, устраивают всевозможные выставки, тематические игры для школьников. Это очень помогает в воспитательном процессе. В городской библиотеке работают прекрасные грамотные специалисты, которые всё время делают что–то интересное для детей — это то, чего мне так не хватало на материке. В музей воинской славы Молодежного центра мы с классом ходим постоянно, мои ученики — юнармейцы, а там много наглядного материала и полезной информации с лихвой.
– Быт удалось наладить?
– С этим вообще проблем не было. Квартиру, как я уже говорила, мне предоставили служебную. А всё остальное: мебель, посуду, бытовые мелочи на первое время – коллеги из лицея всем миром собирали. Плюс, конечно, родители и сестра помогли, поделились всем необходимым. Так что быт удалось наладить практически мгновенно. А потом я потихонечку начала обрастать и собственными вещами, так что какого–то дискомфорта при переезде не испытала. У меня было чёткое ощущение, что я вернулась именно домой после долгого отсутствия. А позже стало казаться, что я отсюда никогда и не уезжала.
– Как вам работа?
– Работать в третьем лицее — это действительно большое везение. Во–первых, здесь очень сильная и творческая административная команда, которая создаёт идеальные условия для педагогов, их развития и карьерного роста, самообразования. Отличный, сплочённый коллектив. А ещё мне невероятно повезло с классом и родителями. У меня умные и деятельные воспитанники, великолепные, понимающие и поддерживающие учителя родители, а это сейчас на вес золота. Поэтому трудиться комфортно, легко, хочется постоянно придумывать и делать что–то новое. Да и карьерные подвижки наметились: мне предложили занять должность заместителя директора по воспитательной работе.
– Вы можете назвать себя норильчанкой?
– С учётом всего, что я вам о себе рассказала, безусловно. Впрочем, я себя и на материке ощущала именно норильчанкой.
– От чего пришлось отказаться, переехав в Норильск?
– Чего мне действительно недостаёт и по чему я сильно скучаю — это свой огород. Моё хобби и отдушина. Люблю возиться с землёй, ухаживать за растениями. Сердце радуется, когда видишь, как из–под земли пробиваются первые ростки. Да и сложно передать то чувство гордости и удовлетворения, когда ставишь на стол овощи и фрукты, выращенные своими руками. Конечно, сложно объяснить, насколько это здорово тому, кто никогда грядки не поливал. А когда у тебя столько лет не было проблем с витаминами, трудно привыкнуть к тому, что их приходится покупать, да ещё и по северным ценам. Вообще, странно сравнивать своё и покупное — даже вкус совершенно другой.
– Любимые места в городе появились?
– Да. Турбаза «Горизонт». Мы часто гуляем там всей семьёй, когда время есть и погода стоит хорошая. Всё же тянет отдохнуть на природе. А там уютные домики, а главное – настоящая русская баня.
– А что бы вы хотели сделать и можете сделать для Норильска?
– То, что у меня хорошо получается. А именно — учить подрастающее поколение. Взять хотя бы мой класс: они хоть и повзрослели уже, но по–прежнему ходят в лицейской форме. Понятно, что в их возрасте хочется как–то выделиться, самовыразиться при помощи необычного наряда, но я учу ребят, что реализовываться можно не за счёт яркой внешности, а за счёт интеллекта и поступков. И они это понимают и принимают. Что ещё делаю полезного? Например, занимаюсь волонтёрством. Так, недавно мы вместе с сыном упаковывали продукты для тех, кто находится на самоизоляции и не может выйти из дома.