Татары
Татары
В России около 5 млн 300 тысяч татар, в том числе 2 972 человека — в Норильске. Один из них — Данис Манашов.
Данис Манашов — из уральских татар. Родился в Златоусте Челябинской области. Когда ему было четыре года, семья переехала в Норильск. В детстве Данис серьёзно увлёкся спортом, выбрав для себя два интереснейших, но в то же время не похожих друг на друга направления — шахматы и дзюдо. Окончив среднюю школу, поступил в Норильский филиал Красноярского государственного педагогического университета им. Астафьева. Тогда же, будучи студентом, стал вести тренировки в родной спортшколе № 5, где до сих пор учит детей дзюдо. Он уверен, что спорт — это среда, которая не только формирует сильную личность, но и способствует единению людей разных национальностей и вероисповедания.
– Всё мое детство и юношество прошли в Кайеркане. В нашем доме всегда чтили традиции и обычаи предков, родители отмечали религиозные и национальные праздники. Не забывали мы и про родной язык: мама и отец прекрасно понимали, что находясь в некой языковой изоляции, ребёнок может легко забыть свою речь. Поэтому дома мы чаще всего разговаривали по–татарски. Родители вообще много внимания уделяли нашему воспитанию, поэтому мы с братом и сестрой не позволяли себе ничего лишнего.
Родители для нас были и остаются самым незыблемым авторитетом.
В девять лет мы с братом записались на дзюдо. В секцию ходили ребята самых разных этносов. Наверное, тогда у меня и начали формироваться интернациональные взгляды: общаясь со сверстниками, представляющими различные народы, я понимал, что каждый из нас — носитель уникальной культуры. Пускай это покажется банальным, но я уверен: сила народа и страны — как в его единстве, так и в разнообразии. Мы живём в мире, где границы — всего лишь условность. Вот, например, я сам родом с Урала. Люблю свою историческую родину, горжусь своим происхождением. Но у меня никогда и в мыслях не было полагать, что я чем–то лучше других.
Норильск был и остаётся многонациональным городом. Его строили люди, приезжавшие со всех уголков страны. И, конечно, немало здесь и татар, в том числе моих земляков — постоянные миграции нашего народа, особенно представителей поволжско–приуральской ветви, не могли не привести к росту числа мест их компактного проживания.
В Норильске, как и в России вообще, наверное, нет человека, у которого среди друзей и знакомых не нашлось хотя бы одного татарина.
Среди диаспор и землячеств города наше — одно из самых многочисленных и активных. Мои соотечественники регулярно участвуют в национальных праздниках и фестивалях, знакомят горожан с традициями и обычаями нашего народа. К сожалению, я не активный участник землячества. Раньше, когда был помоложе, не придавал этому особого значения, а с возрастом у меня становится всё меньше свободного времени. Но не исключаю, что скоро и я стану участвовать в жизни татарского объединения, ведь чем старше человек, тем сильнее его тянет к корням.
Помимо богатой и интересной истории особая гордость татар — национальная кухня, которая складывалась в процессе многовекового взаимодействия с соседними народами. Я с детства помню, как мама готовила нам традиционные деликатесы. В частности, бешмарак — горячее мясное блюдо из мяса и лапши, популярное не только у татар, но и, например, у башкир. Любой, кто его попробует, сразу же влюбится. Другое популярное блюдо — эчпочмак: это выпечка треугольной формы из дрожжевого или пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса и лука. А печёный пирог из пресного теста с разнообразными начинками под названием бэлиш — особое объедение. Начинку чаще всего делают из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с картофелем, пшеном или рисом.
Как и у многих тюркских народов, особой любовью пользуются чаи. При этом в древности вместо чая заваривали душицу, мяту, шиповник, листья и ягоды смородины и так далее. Признаюсь, сам я нечасто готовлю — всё–таки для этого нужно обладать определённой сноровкой и терпением, но стараюсь совершенствоваться в этом деле.
Сегодня говорят, что Норильск уже не тот, что раньше, и нужно уезжать на материк. Что ж, каждый вправе думать как угодно. Я же считаю, что в Норильске всегда есть куда пойти и чем заняться. Например, мне очень нравится наш театр, а игру артистов я вообще считаю одной из лучших в стране.
В Норильске по–прежнему в большинстве своём живут добрые и отзывчивые люди. Этот город дал мне всё: образование, любимую работу, друзей. Конечно, когда–нибудь и я перееду на материк, но сейчас мне здесь хорошо и уютно.
Тюркский этнос, живущий в Поволжье, Приуралье, Сибири, а также в Казахстане. Второй по численности народ РФ. Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в VI–IX веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине XIX — начале XX века. Татарский язык относится к тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско–татарский) и восточный (сибирско–татарский). В мире живут приблизительно 6 млн татар. По данным всероссийской переписи 2010 года, в России их около 5 млн 300 тысяч, в том числе 2 972 человека — в Норильске.
Наши люди
Искандер Файзуллин
Искандер Файзуллин
Заслуженный мастер спорта СССР, первый директор норильского плавательного бассейна. Пропагандировал закаливание и моржевание, был мировым рекордсменом по заплыву в открытой воде, а также рекордсменом страны по нырянию на дальность. Развивал в Норильске водные виды спорта. В 1959 году, вместе с открытием бассейна, в Норильске появилось водное поло, а уже в 1966–м норильские ватерполисты победили на первенстве РСФСР.
Юрий (Халил) Бариев

Юрий (Халил) Бариев
Норильский поэт, почётный гражданин Норильска, первый председатель правления Союза писателей Таймыра. Горняк Бариев заочно окончил литинститут, выпустил несколько сборников стихов, первым из норильчан был принят в члены Союза писателей России. Его перу принадлежит авторское переложение «Слова о полку Игореве», отмеченное академиком Лихачёвым.
Фердинанд Сабиров
Архитектор, проработал в Норильске более 20 лет. Трудился над проектами комплекса предприятий медного завода, административно–бытового корпуса рудника известняков и других промышленных объектов. Восемь лет был заместителем начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Норильска — начальником инспекции государственного архитектурно–строительного надзора.