МАУ ИЦ «Норильские новости»

На страже советского Заполярья

На страже советского Заполярья

На страже советского Заполярья

Война для связиста Геннадия Землянова прошла на передовой. Его армейская обязанность — во что бы то ни стало обеспечить батальон и дивизию связью с вышестоящим командованием для чёткой координации действий наших войск во время кровопролитных боёв.

Геннадий Землянов на войне На страже советского ЗаполярьяДорогие сердцу наградыПамять о подвиге родного ветеранаГеннадий Землянов в мирное времяНа страже советского Заполярья

— Дед был строгим и дисциплинированным. Меня и двух братьев воспитывал по—мужски: никакого баловства и лирики, — вспоминает работник «Норильскникельремонта» Иван Алющенко, один из семерых внуков ветерана.

Геннадий Яковлевич Землянов родился в 1918 году в большой многодетной семье в Алтайском крае, в деревне Рассказихе, что под Барнаулом. Средний сын, он часть хозяйственных забот взвалил на свои плечи. Семья кормилась и жила благодаря подсобному хозяйству. Из деревни его в 1939 году в Барнаульском райвоенкомате призвали в армию, а 23 сентября 1941 года Геннадий Яковлевич ушёл на фронт связистом.

Служил в составе телефонного кабельного взвода 2–го Отдельного батальона связи 21–й стрелковой Пермской Краснознамённой дивизии, участвовавшей в боях на северном участке советско–германского фронта. После отражения в конце сентября 1941 года наступления противника на реке Свирь дивизия держала здесь оборону вплоть до марта 1943 года, а позже её перебросили севернее, в Заполярье. Звание старшего сержанта, как и многие награды, военнослужащий Геннадий Землянов получил ближе к концу войны.

Подвиг, за который командир взвода связи Землянов был представлен к ордену Красной Звезды, он совершил в феврале 1945 года. В наградном листе говорится: «В тяжёлых боях с 8 по 13 февраля 1945 года товарищ Землянов, работая командиром взвода связи, обеспечивал проводной связью командира дивизии с командиром 116–го стрелкового полка. В период сильного артиллерийского и миномётного огня связь подвергалась повреждению. Сам лично с телефонистом 8 раз выходил на исправление линии и устранил 45 повреждений».

Под командованием Землянова взвод отражал нападения групп противника на командный пункт полка, уничтожил четверых гитлеровцев и вовремя обеспечил связью командира полка на новом рубеже обороны. Позже, приказом от 21 марта 1945 года, старшего сержанта Геннадия Землянова наградили медалью «За отвагу».

— Были ранения, контузия, обморожения во время службы в Заполярье, — говорит Иван Алющенко. — Из–за повреждённых на морозе лёгких развился туберкулёз. За свою северную войну дед был награждён медалью «За оборону советского Заполярья». К старости возникли проблемы со слухом, пропало зрение. Боевые раны напоминали о себе всю его жизнь. Война для деда завершилась в Венгрии, потом его перебросили в Чехию, демобилизовался он из Австрии. Моя мама Вера Геннадьевна рассказывала, что деду предлагали продолжить службу в армии, пройти обучение и стать офицером, но он отказался и вернулся в родную деревню. Навоевался... Он был активным и деятельным человеком, не мог сидеть сложа руки. Вскоре дед встретил будущую супругу и мою бабушку Любовь Фёдоровну, которая жила в соседней деревеньке Бобровке. У бабушки от первого брака (первый муж погиб на фронте) уже была дочь Наталья, а после женитьбы родились моя мама Вера и её брат Борис. Детей воспитывали строго, приучая к житейским трудностям.

На «гражданке» Геннадий Землянов стал сельским учителем. Обучал детвору по всем предметам до восьмого класса и успешно совмещал эту работу с обязанностями завуча школы. Учительствовала и Любовь Фёдоровна. Дети выросли, продолжили учёбу в техникумах, а супруги Земляновы запланировали переезд в Барнаул. Нашли дом с банькой в частном секторе и зажили. В Барнауле Геннадий Яковлевич устроился на моторный завод и, будучи коммунистом, отвечал за партийную работу, трудился парторгом. Любовь Фёдоровна стала работать в детском саду. Они старались быстрее влиться в ритм мирной жизни.

Иван Алющенко признаётся, что с годами что-то забывается, стирается из памяти. Одно из ярких детских воспоминаний — совместные заготовки с дедом берёзовых веников для бани. Бабушка шила холщовые мешки, а мужчины укладывали нехитрый скарб в старый армейский рюкзак: складной тесак, продукты, чай в термосе. В четыре часа утра садились в Барнауле на пароход и плыли по Оби до деревни Бобровки, а там шли в лес. Находили молоденькие берёзки, пригибали их и сверху срезали веточку за веточкой.

— Нужно было заготовить 52 веника — по количеству суббот в году, так как баню всегда топили именно в этот день недели, — поясняет Иван и продолжает: — Дед не любил рассказывать о войне: «воевал и воевал», но к наградам относился трепетно и берёг их. А мне в детстве нравилось перебирать его коробочки с медалями и орденами, рассматривать.

День Победы — особый праздник для всей семьи Алющенко, их родных и близких. Когда дед практически потерял зрение и частично лишился слуха, его с бабушкой перевезли в Минусинск, на родину Ивана. Он говорит, что 9 Мая Геннадий Яковлевич как будто становился выше, старался держать осанку и был особенно молчалив и сосредоточен.

— Мне кажется, что в этот день его переполняли воспоминания, в которых приходили его однополчане, люди, с которыми он бок о бок воевал и видел, как они гибнут... Как будто заново проживал свою войну, — добавляет Иван Алющенко. — Умер дед 20 мая 1998 года. И в память о его подвиге и подвиге многих миллионов людей 9 Мая мы идём с портретом деда в «Бессмертном полку».

8 мая 2020г. в 18:02
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.