Пылающие строки
Пылающие строки
Константин Водопьянов, уроженец Харьковской области, погиб в бою в 1942 году. Похоронен в деревне Дубовик. Это всё, что помнила с детства племянница фронтовика, норильчанка Эдита Эдуардовна Кучкина. Лишь спустя годы удалось узнать, кем был и где воевал её дядя.
За круглым столом сидят взрослые, все плачут, на столе листок бумаги — похоронка. Эта трагическая картина навсегда осталась в памяти Эдиты Кучкиной. Запомнились и некоторые фразы из присланного комиссариатом извещения: «Погиб 4 мая 1942 года. Похоронен в деревне Дубовик Ленинградской области». Шестилетняя Эдита уже тогда знала, что война — это очень страшно, что проклятые фашисты убивают хороших людей. Понимала, что её дядя Костя больше никогда не вернётся домой, что у тёти Нюси больше нет мужа, а у её двоих детей — отца...
Родился Константин в 1912 году в деревне Соболевка Купянского района Харьковской области. Семья у Водопьяновых была большая и, как тогда говорили, зажиточная — дом, двор, хозяйство. Соседи шептались: «Живут Водопьяновы в достатке, а с хлопцами не везёт...» Константин был вторым сыном и вторым Константином в семье. Первый в 12–летнем возрасте умер после падения с лошади.
— Я как–то спросила у мамы, почему её братьев звали одинаково. Она объяснила, что раньше имена давали по церковному календарю, поэтому так и получилось, — рассказывает Эдита Эдуардовна. А после добавляет: — Константина мама всегда жалела, говорила, что судьба у него была тяжёлая, за свою короткую жизнь ничего и не увидел.
Дядя вернулся с финской войны и тут же вновь был призван в армию. Рьяный комсомолец, он всегда стоял за правое дело. Родственники были уверены, что он погиб как герой.
Больше узнать о фронтовике, найти место его захоронения Эдита Кучкина пыталась много лет. В деревню Дубовик, уже живя в Санкт–Петербурге, ездил её сын. Но тогда поиски результата не дали. Только намного позже информацию удалось найти на одном из интернет–ресурсов.
Выяснилось, что красноармеец Водопьянов воевал в 3–й Гвардейской стрелковой дивизии, которая в составе 54–й армии обороняла Ленинград. С 20 сентября по 9 ноября 1941 года дивизия вела боевые действия в районе станции Мга и деревни Синявино. В ноябре, после передислокации — возле населённых пунктов Халтурино и Веретье, города Волхова. В декабре бои шли в районе деревень Морозово и Моршагино. В январе в ходе одного из контрнаступлений враг был отброшен на 70 километров. Преследуя противника, дивизия вышла к железной дороге Кириши — Мга в районе станции Погостье. Но все попытки отбить станцию у врага результатов не приносили.
Возможно, в редкие минуты затишья Константин и писал письмо, которое семья Водопьяновых получила за несколько месяцев до его гибели. Последнее послание красноармейца читали и прижимали к груди в тот день, когда пришла похоронка. Писал он о том, как вместе с товарищами бьёт врага, как скучает по близким... Одну из фраз, как рассказывает Эдита Эдуардовна, потом часто цитировала её мама: «...Вспоминаю вашу тёплую хату и большую сковороду жареной картошки на столе...»
Первая военная зима выдалась морозной. Многие раненые на Ленинградском фронте бойцы умирали из–за обморожения, не дождавшись эвакуации. 3–я Гвардейская стрелковая дивизия несла большие потери. 31 января 1942 года её сменили части 80–й стрелковой дивизии. 3–ю Гвардейскую отправили в район Волховстроя, а после перевели в 4–й Гвардейский стрелковый корпус, сформированный на Волховском фронте. В начале марта корпус влился в состав 54–й армии для нанесения решительного удара в направлении Любани. Утром 16 марта войска пошли в наступление. Главной силой корпуса и была 3–я Гвардейская стрелковая дивизия.
20 марта войска освободили Зенино, 23 марта — Доброе, 25 марта — Глажево, 29 марта была взята Кондуя.
20 апреля части корпуса перешли в наступление на Дубовик. Бойцам приходилось идти по пояс в воде. Танки из–за бездорожья двигались очень медленно. Главной же проблемой оставалось снабжение боеприпасами и продовольствием — всё необходимое доставляли вьючным транспортом и даже носильщиками. В мае части 54–й армии несколько раз предпринимали попытки уничтожить немецкий опорный пункт в деревне Дубовик, но все они были безуспешными. В конце мая, после принятия решения о прекращении Любанской операции, части гвардейского корпуса были выведены в тыл 54–й армии для доукомплектования.
По официальным данным, 3–я Гвардейская стрелковая дивизия только с 9 марта по 25 мая 1942 года потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 5 537 человек. 4–й Гвардейский корпус недосчитался 14 055 бойцов. Общие потери 54–й армии — 75 632 человека.
Урочище Дубовик — бывшая деревня Киришского района Ленинградской области. В тех лесах лежат десятки братских могил. Эдита Эдуардовна понимает, что найти место захоронения дяди будет непросто, но отказываться от своих планов не собирается. Говорит, есть огромное желание, прикоснувшись к могиле, сказать Константину спасибо. За победу. За самый дорогой в её жизни подарок на день рождения. 9 Мая 1945 года Эдите Кучкиной исполнилось семь лет.