МАУ ИЦ «Норильские новости»

Уголь преткновения

Уголь преткновения

Уголь преткновения

Компания «Северная звезда» в нынешнем году должна начать разработку Сырадасайского месторождения на Таймыре. Здесь, в районе арктического посёлка Диксон, компания реализует проект строительства Западно–Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов из коксующихся углей.

Будущий уголь Диксона

Организация в статусе резидента Арктической зоны уже приступила к отправке техники и оборудования на Таймыр. В порту Архангельска завершилась погрузка более 170 единиц автокранов, бульдозеров, экскаваторов, самосвалов, вахтовых автобусов, вездеходов, бурового оборудования, а также административно–бытовых комплексов, складского оборудования, техники для обеспечения связи и других объектов.

Для Таймыра и всего Красноярского края реализация проекта означает создание новых рабочих мест и рост налоговых поступлений. Однако, по мнению издания «Федерал Пресс» и целого ряда других СМИ, у перспективного на первый взгляд направления существуют свои сомнительные стороны.

Компания «Северная звезда» до конца 2021 года планирует приступить к добыче угля на Сырадасайском месторождении. Географически оно расположено в одном из самых труднодоступных мест Таймыра — в междуречье Енисея, Пясины и Сырадасая. Расстояние отсюда до ближайшего посёлка Диксон — более ста километров: по общепринятым меркам это не так уж и далеко, однако следует понимать, что это голая, необжитая тундра пустынного побережья Ледовитого океана. Зато запасы месторождения колоссальны — почти 5,7 млрд тонн коксующегося угля редкой марки, который используется в энергетике и металлургии.

В рамках проекта освоения Сырадасайского месторождения «Северная звезда» рассчитывает построить здесь до 2024 года угольный разрез, обогатительную фабрику, морской терминал для перевалки угля и вахтовый посёлок для горняков. Объём инвестиций составляет порядка 45 млрд рублей, из которых около 20% должно быть субсидировано государством.

Даже на первый взгляд проект освоения месторождения видится очень непростым, учитывая то, какого масштаба стройка там разворачивается. Помимо всего перечисленного ранее, предполагается создавать с нуля энергетическую и транспортную инфраструктуру.

«Будет создан самый длинный защищённый от ветра конвейер протяжённостью 61 км, который не даст углю разлетаться по ветру при его транспортировке в порт. Будут построены современные электростанции, что позволит не доставлять дизельное топливо северным завозом», — заявил Роман Троценко на встрече с губернатором Красноярского края Александром Уссом в ноябре 2020 года.

Экологи считают, что именно здесь компанию подстерегают серьёзные риски. Если даже уголь не будет разлетаться с конвейера, его может разносить ветром с разреза и отвалов. При этом уголь Сырадасайского месторождения по своему химическому составу далеко не безопасен и для природы, и для человека — в его залежах выявлены повышенные концентрации мышьяка (до 0,1 — 0,8% при экологически безопасной норме в 0,02%), соединения которого ядовиты и могут вызвать рак. Развеивание угля будет способствовать попаданию мышьяка в реки и в местную растительность, служащую кормом для северных оленей. Если электростанции на Сырадасайском месторождении будут топиться этим же углём, а не дизельным топливом, то соединения мышьяка будут попадать в воздух вместе с дымовыми газами. Да и наличие мышьяка в угле — не единственная проблема. Даже если бы его в нём не было, последствия масштабной добычи для хрупкой северной природы могут стать необратимыми.

«Проведение горных работ открытым способом может привести не только к изменению привычных для коренных жителей и представителей фауны Таймыра природных ландшафтов, но и к оседанию земной поверхности, нарушению почвенного покрова. В этой связи будет развиваться эрозия почв», — указывает эксперт АНО «Равноправие» Наталья Соколова, занимающаяся экологическим сопровождением проектов промышленных предприятий.

По её мнению, сопутствующим негативным воздействием может стать загрязнение водосборных бассейнов кислотными водами или сбросами, содержащими металлы и твёрдые вещества. Возможны также выбросы метана, подземные пожары и возгорания отвалов. Для складирования вскрышных пород и отходов обогащения потребуется отвод больших земельных участков.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в число задач проекта входит получение металлургического кокса. При строительстве на Сырадасайском месторождении установки по его производству есть вероятность, что придётся столкнуться с мощными выбросами бензола, бензапирена, фенола, диоксида серы, сероводорода и других опасных веществ.

У аналитиков возникает масса сомнений в части выгодности Сырадасайского проекта в целом. Вопрос окупаемости они называют довольно сложным, с массой неопределённостей и рисков. Главная же проблема заключается в том, что получит от этого проекта Россия, в частности Таймыр и Красноярский край. В его рамках предполагается создать не менее двух тысяч рабочих мест, но речь в данном случае идёт о вахтовиках, то есть никакого нового населённого пункта не появится, и основная масса рабочих мест исчезнет вместе с самой вахтой.

«Северная звезда» должна скоро объявить тендер на строительство 28 кораблей ледового класса суммарной стоимостью 1,4 млрд долларов (до 2032 года). Эксперты не усматривают никакой гарантии, что победителями будут российские, а не, например, южнокорейские верфи. То есть выгода и здесь может оказаться не на российской стороне. Налоговая же отдача от эксплуатации Сырадасайского месторождения и продаж добытого на нём угля будет не очень значительной — всего около 6 млрд рублей до 2028 года, а сколько после — вообще неизвестно.

27 марта в 17:39
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.