Умные машины
Умные машины
Буровые установки, способные самостоятельно забуривать шпуры в забое, компьютеры, контролирующие работу погрузо–доставочных машин, и беспилотные КАМАЗы на горизонте. То, что вчера считалось фантастикой, сейчас активно внедряется на рудниках Заполярного филиала.
«Норникель» в рамках своих глобальных проектов по диспетчеризации и автоматизации горного производства, запущенных в 2016 году, не только создал уникальную систему связи между горизонтами рудников и поверхностью, но и сделал гигантский шаг в будущее в плане усовершенствования горной техники. Например, на руднике «Комсомольский» сейчас активно тестируют новые буровые установки, способные самостоятельно выполнять основную работу. Машинист доставляет машину в забой, позиционирует и запускает загруженную в бортовой компьютер программу, далее техника сама забуривает шпуры, оператор лишь следит за качеством выполнения работы и, если есть такая необходимость, то координирует действия компьютера. Проводить такие операции стало возможным с появлением технических паспортов бурения выработки, которые загружаются в бортовой компьютер машины. Там уже есть все отметки, где именно забуривать шпуры и в каком количестве.
Если в этом случае человек контролирует работу техники, то есть немало примеров, когда, наоборот, искусственный интеллект следит за тем, насколько качественно люди выполняют свою работу. Количество ковшей руды, которую отгружают машинисты ПДМ, теперь считают с помощью так называемого машинного зрения или нейронной сети. Раньше подобные подсчёты вели сами водители. Используемое сейчас программное обеспечение чем–то схоже с тем, что применяется в передовых странах для распознавания лиц, только на наших рудниках искусственный интеллект учился распознавать не черты лица, а действия оператора ПДМ. Процесс обучения довольно сложный и длился он достаточно долго.
– Алгоритм «зашит» в специальный чип. Но необходимо было объяснить системе, что вот эта картинка — поднятый ковш, а та — наполненный ковш, тут — машина поехала и т. д. И вот этот весь набор образов загружался в память, потом корректировался, — рассказывает Максим Барков, начальник управления автоматизации производства Заполярного филиала «Норникеля». — В конечном итоге точность такого распознавания примерно совпадает с точностью человеческого глаза.
В июне 2020 года эта система была введена в промышленную эксплуатацию.
Помимо машинного зрения, для контроля за выполняемой машинистами ПДМ работой используется ещё система, включающая ряд датчиков, считывающих такие параметры, как давление, обороты двигателя и тому подобное.
В идеале, конечно, было бы здорово, если бы техника ещё и сама могла перемещаться по горизонту и перевозить руду. Так подумали и специалисты компании. На руднике «Скалистый» уже несколько раз проводилось тестирование беспилотных самосвалов. Система довольно сложная, сейчас она находится на стадии разработки. Но направление весьма перспективное.
Все эти элементы — часть одной большой идеи по созданию полностью безлюдных рудников, где все задачи под землёй будут выполнять машины, а людям останется только их контролировать и следить за качеством. И стоит отметить, что это будущее уже не за горами.