Компания «Норникель» обязана своим существованием открытиям геологов, и в первую очередь экспедициям, организованным Николаем Урванцевым, которые собрали информацию о богатейших ресурсах Норильска. Сегодняшние первопроходцы достойно продолжают дело своих предшественников и находят на Таймыре новые подземные кладовые.
Всё, что построено в Норильске, начиная с 1938 года, когда у комбината появилась проектная контора, спроектировано специалистами «Норильскпроекта». В его архивах хранятся кальки не только промышленных объектов, но и первых многоэтажек, детских садов и школ, больниц и поликлиник, Дворца культуры и театра. Институт делал проекты и для Дудинки, Диксона и посёлков Таймыра.
Предприятие ООО «Норильскпромтранспорт» считается молодым, хотя фактически его история начинает свой отсчёт с конца 30–х годов прошлого века, когда началось индустриальное освоение таймырского Заполярья.
Корпоративный университет «Норильский никель» сегодня — это одно из ведущих частных учреждений дополнительного профессионального образования в Красноярском крае. Имеет лицензию на профессиональное обучение рабочих и переподготовку руководителей и специалистов.
Заполярная строительная компания – крупнейшая строительная организация Большого Норильска. Возведение промышленных и социальных объектов – это всё славная история ЗСК. Сейчас основной строительной площадкой компании являются предприятия минерально-сырьевого комплекса.
ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» – относительно молодое подразделение компании. В него входят четыре предприятия: механический завод, рудник «Кайерканский», завод строительных материалов и трест закладочных материалов, что определяет очень широкий круг задач, стоящих перед обществом.
Общество «Медвежий ручей» создано на базе двух старейших предприятий Норильского промышленного района — рудника «Заполярный» и Норильской обогатительной
фабрики.
Заполярный транспортный филиал «Норникеля» обслуживает Дудинский морской порт. Круглогодичная приёмка и отправка грузов обеспечивают не только стабильную работу подразделений «Норникеля», но и всего Норильского промышленного района.
Аэропорт «Норильск» — единственный транспортный узел, круглогодично обеспечивающий авиасообщение между Норильском, а также Таймырским районом с остальной территорией страны. Располагается на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова, в 50 км от промышленного центра города.
«Октябрьский» является крупнейшим рудником «Норникеля». По объёму добычи и сумме добываемых металлов он занимает первое место в горнодобывающем комплексе Заполярного филиала. Предприятие ведёт добычу богатых, медистых и вкрапленных руд западного фланга Октябрьского месторождения.
Сегодня Талнахская обогатительная фабрика перерабатывает богатые руды месторождений Талнахское и Октябрьское, а также медистые руды месторождения Октябрьское. В результате обогащения получаются никелевые, медные, а также пирротиновые концентраты, которые отправляются на металлургические предприятия «Норникеля».
Строительство рудника «Скалистый» является для «Норникеля» одним из ключевых инвестиционных проектов на полуострове Таймыр. Со строительством рудника в значительной степени связано дальнейшее развитие минерально–сырьевой базы компании.
«Маяк» — старейший рудник Талнаха. В 2016 году он отметил золотой юбилей — 50 лет. Именно с «Маяка» когда–то начался новый этап в развитии Большого Норильска, и он фактически дал второе рождение Норильскому комбинату и городу.
В начале 1960-х годов тепловые станции НПР, потребляющие уголь и дизельное топливо, оказались невыгодны – слишком дорогой была подземная добыча угля. Энергетический голод заставил ускоренными темпами решать вопрос с дополнительными источниками энергии. Так на Таймыре зажёгся факел «Норильскгазпрома».
Именно так называли рудник «Комсомольский», потому что он всегда был на передовых позициях и своими достижениями вписал не одну страницу в славную историю компании «Норникель».
Трудовая биография рудника «Таймырский» вошла в историю компании и города как одна из самых ярких глав, повествующая о развитии одного из важнейших предприятий Норильска.
Без транспорта не может полноценно функционировать ни одно промышленное производство. Поэтому автотранспортное объединение «ЦАТК» можно смело назвать правой рукой Заполярного филиала «Норникеля». Это предприятие заслуживает отдельного места в истории освоения НПР.
Надеждинский металлургический завод имени Б. И. Колесникова — самое молодое и высокотехнологичное металлургическое предприятие Заполярного филиала «Норникеля». Появление завода в своё время вдохнуло новую жизнь в промышленный Норильск.
Норильская железная дорога — одна из самых необычных в мире. Это замкнутая, «островная» железнодорожная сеть, крупнейшая ведомственная железная дорога на пространстве бывшего СССР. Созданное для перевозки грузов «Норникеля» подразделение теперь называется Предприятие технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ).
Практически любое производство можно сравнить с большим механизмом, в котором каждое колёсико или винтик выполняют свою задачу. Благодаря командному труду все действуют слаженно как единое целое. Деятельность предприятия «Единое складское хозяйство» складывается из четырёх основных направлений.
Медный завод после закрытия никелевого остался старейшим в Норильске. Тем не менее, по оценкам специалистов, технологии, которые сегодня применяются на этом производстве, ничуть не устарели: они не только надёжные, но и вполне современные. Как говорится, в существующих условиях пока никто ничего лучше не придумал. Электролиз был и остаётся стабильной технологией — на века.