Учимся на ошибках
Учимся на ошибках
Самыми распространёнными преступлениями в Норильске были и остаются те, которые связаны со сферой IT. Впрочем, стоит отметить, что норильчане, хоть и медленно, но всё же учатся на своих ошибках. Для сравнения: в прошлом году за девять месяцев было зарегистрировано 184 таких преступления, а в этом — всего 109.
Несмотря на резкое снижение числа таких мошенничеств, северяне продолжают добровольно отдавать злоумышленникам свои кровные, вопреки здравому смыслу и предупреждениям полиции и служб безопасности банков. Только за октябрь жители нашего города перевели неизвестным в общей сложности почти 18,5 миллиона рублей, рассказал «Заполярной Правде» Виталий Цауня, начальник норильской полиции.
Самая популярная в этом направлении схема, хоть и требует сложного индивидуального подхода, способна сразу принести мошенникам миллионы, а жертву превратить в пожизненного должника банка.
– Новая схема заключается в том, чтобы помешать службам безопасности помочь вам, — поясняет Виталий Цауня. — Всё начинается с классики. Вам звонят якобы из службы безопасности банка или из полиции, Следственного комитета или даже ФСБ. Причём номер у вас высветится реальный — той службы, от имени которой преступник представился. Это благодаря простенькой программке, маскирующей номера. От имени наших сотрудников тоже звонили несколько раз — контакты есть в интернете. Представлялись и начальником полиции, и начальником участковых. Далее преступник сообщает, что кто–то пытается взять кредит от вашего имени, и если вы поможете следствию, то благодаря вам будет раскрыта и задержана целая преступная группировка. Медаль и орден прилагаются. Но для этого нужно отправиться в банк и взять там кредит на внушительную сумму. Рекорд у нас — три миллиона двести тысяч такого вот кредита. А абсолютный рекорд переведённых преступникам средств — семь миллионов. При этом мошенники строго–настрого наказывают своим жертвам: если сотрудники банка будут спрашивать, для каких целей кредит и т. д., ни в коем случае им ничего не говорить, так как служащие банка — участники той самой схемы, которую гражданин якобы помогает раскрыть. Поэтому необходимо, получив наличные, дойти до банкомата и через него отправить на несколько «защищённых счетов» все деньги. И якобы мошенники, обратившись к таким счетам, выдадут себя, и будут арестованы. Всё это делается для того, чтобы служба безопасности банка не могла вам помешать отправить деньги преступникам. Вот и всё. Вы — в кредитах, а преступников и след простыл.
Именно по этой схеме было обмануто большинство норильчан за последние несколько месяцев. При этом, поверив звонившим на слово, люди готовы идти к банкоматам и переводить свои средства на неизвестные счета даже среди ночи. Так, один норильчанин несколько часов распределял более трёх миллионов на разные вклады по 15 тысяч рублей за раз — так ему посоветовали мошенники. Дело в том, что перевод более крупных сумм мог привлечь внимание службы безопасности банка, и действия мошенников могли пресечь. В Красноярске даже зарегистрирован случай, когда неизвестные не стали заморачиваться с подложными счетами, а просто попросили доверчивого жителя краевой столицы выбросить в урну миллион рублей и идти спокойно домой. Якобы, когда следящие за ним преступники попытаются их подобрать, они будут задержаны оперативной группой.
При этом убедиться, что вас не «разводят» на деньги, можно очень легко. Нужно просто перезвонить в службу, от лица которой говорил мошенник, и попросить к телефону специалиста, чьим именем представился звонивший. Эмулятор номеров действует в одностороннем порядке, и перехватить ваш звонок мошенники не смогут.
Попадаются северяне и на давно всем известные и примитивные удочки вроде «ваш ребёнок, насмерть сбил человека, дайте денег — мы замнём дело». Только в этом году один норильчанин отправил неизвестным 80 тысяч рублей, а другой — 160 тысяч рублей, чтобы выручить своего отпрыска. В масштабах всей страны такая «рыбалка» приносит мошенникам баснословный доход. За прошлый год мастера фишинга выудили из виртуального пространства около 65 миллиардов рублей, что сопоставимо с трёхлетним бюджетом Норильска.